РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Образы инопланетян в фантастических сериалах проанализировали на факультете культурологии
25.05.2024

Образы инопланетян в фантастических сериалах проанализировали на факультете культурологии

24 мая на факультете культурологии состоялась очередная онлайн-встреча постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Она продолжила тему взаимоотношений фантастики и ностальгии, на этот раз обратившись к космической тематике в англоязычных телесериалах конца 1990-х - 2000-х гг.


Семинар открылся докладом его ведущей Александры Тарасовой «Куклы в телевизионном Космосе рубежа XXI в.: старомодно или своевременно?». Начав с обзора телевизионной «космической» фантастики обозначенного периода – которая впечатляет количеством и разнообразием вариаций на тему межпланетных путешествия и контактов с инопланетянами, докладчица далее сосредоточилась на одном из образцов жанра «космической оперы» того времени – австралийско-американском сериале 1999–2003 гг. «Farscape», который в России прошел под названием «На краю Вселенной». Сериал этот примечателен и как пример активности сложившегося вокруг него фандома – после закрытия сериала его поклонники добились выпуска трехчасового продолжения, в котором были доведены до финала основные сюжетные линии – так и подходом его создателей к визуализации представителей инопланетных цивилизаций. Хотя во время запуска сериала уже была доступна технология захвата движений (что убедительно продемонстрировал вышедший в 1999-м г. полнометражный фильм «Звездные Войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»), в «На краю Вселенной», выбор был сделан в пользу более традиционного пластического грима и фантазийных костюмов на актерах; более того – некоторых персонажей, в том числе – центральных, представляли куклы. Такой выбор, обусловленный в том числе и участием знаменитой «The Jim Henson Company», специализирующейся на производстве кукол (на счету компании не только «Маппет-шоу», но и полнометражные фильмы 1980-х «Темный кристалл» и «Лабринт», в котором куклы сосуществовали в одном кадре с актерами-людьми), мог показаться архаичным. Однако это не помешало сериалу стать достаточно успешным – что подтверждается как упомянутым чуть выше свидетельством не только настойчивости, но многочисленности его фанатов (иначе их настойчивость не смогла бы стать заметной), так и тем, что его фан-сообщества существуют во всемирной сети и по сей день; становился он и объектом академических исследований.

Недостатки и преимущества такого типа визуализации нечеловеческих персонажей были проанализированы в ходе доклада, при этом акцент был сделан на укорененности образа куклы как игрушки и куклы театральной в мировой культуре, что позволило создателям сериала обратиться и к зрительскому опыту своей аудитории, и к более древним фреймам в ее картине мира. В сопровождении большого количества отсылок к популярной культуре 1970-х–1980-х, в том числе исходящих от главного героя – американского астронавта Джона Крайтона, по воле случая заброшенного в неизведанную часть Вселенной, – и будучи включенными в нарратив, построенный на максимально широком диапазоне сюжетных коллизий, словно суммирующих все возможные темы «космических» сериалов, «На краю Вселенной» в каком-то смысле подводил итог развитию фантастических повествований второй половины XX–начала XXI вв. И его относительный успех, возможно, опирался на предвосхищенную им ностальгию зрителей, которые осознавали наступление нового периода в истории кино- и телевизионной фантастики и заранее сожалели об уходящий эпохе.

За докладом последовала содержательная дискуссия, после чего семинар перешел к заключительной части: его участница Ольга Закутняя, представляющая Институт Космических Исследований РАН, рассказала о запланированном на 1-5 октября международной конференции по космическому образованию «Дорога в Космос», в рамках которой запланированы секции «Популяризация в СМИ и космическое просвещение» и «Космос в литературе и искусстве», представляющие интерес для студентов и преподавателей факультета культурологию.

Текст: А. Тарасова
Фото: А. Тарасова