РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В Гуманитарном колледже прошел спектакль "Цветы Серебряного века"
23.05.2024

В Гуманитарном колледже прошел спектакль "Цветы Серебряного века"

20 мая в Центральной аудитории РГГУ прошел вечер, посвященный Серебряному веку. Спектакль является продолжением постановки, посвященной Золотому веку русской культуры.


Уникальность этого события заключается прежде всего в том, что этот спектакль ребята, студенты 1 и 2 курсов, играли второй раз. 26 апреля 2023 года, в день премьеры, многократно звучал вопрос, когда этот спектакль можно будет посмотреть еще раз. И вот возвращение в Серебряный век состоялось – с новым составом и измененным сюжетом. Зрители вновь получили возможность ненадолго вернуться в прошлое - в 1913 год - и заглянуть в одно из самых известных литературных кафе Петербурга «Бродячая собака» - легенду северной столицы, единственный островок в ночном городе, где литературная и артистическая молодёжь чувствовала себя как дома.

Прологом мероприятия стала демонстрация фильма об удивительной эпохе рубежа веков. А дальше началась сказка: «...И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…» В этот вечер Серебряный век ожил в старинных университетских стенах. Вечный спор, который так и не был решен, возник снова: Иван Бунин (Степан Лось) провозгласил девиз классической русской литературы: глубина, серьезность, простота, непосредственность, благородство, прямота… Тонкая Тэффи (Ульяна Аверина), сохранившая в себе детскую душу и умеющая заметить сто лет назад такое, от чего нам до сих пор уморительно смешно и невыносимо грустно… А вот дерзкие футуристы (Велимир Хлебников – Иван Ларькин, Давид Бурлюк – Андрей Хохлов, Василий Каменский – Дмитрий Кедровский) настаивали на необходимости нового искусства, издеваясь над символистами и акмеистами, в то время как последние пытались отстоять право на «свою» поэзию, которая должна «греть, заражать и волновать».

Судьба каждого поэта Серебряного века достойна не одной книги, Чувства, эмоции, переживания этих людей, которые жили и творили в непростое для нашей страны время, отразились в их творчестве. Символисты: интеллигентный Валерий Брюсов в исполнении Савелия Полякова, яркая Зинаида Гиппиус - Лариса Акопян, задумчивый Константин Бальмонт - Артем Лавров - горячо спорили с представителями акмеизма (Николай Гумилёв – Егор Зинченко, Анна Ахматова – Елизавета Марюшкина) о том, какой должна быть поэзия.

Безусловной удачей спектакля стал выбор на роль В. Маяковского Марии Бросалиной. Она смогла сделать своего героя одновременно страшным и нелепым, жестоким и трогательным… Исповедью прозвучали отчаянные строки: «…Солнце! Отец мой! / Сжалься хоть ты и не мучай! / Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней. / Это душа моя клочьями порванной тучи / в выжженном небе на ржавом кресте колокольни!» Конечно, еще один «голос» эпохи — Сергей Есенин (Федор Паршин). Спор между ним и Маяковским, начавшийся как шутка, становится исповедью обоих поэтов.

Участники спектакля плавно переходили от судьбы одного поэта к другому. Полумрак, чтение стихов, музыка погрузила слушателей в эпоху Серебряного века; факты из биографий поэтов помогли передать те чувства и переживания, в минуты которых рождались «вечные» стихи. Мировоззрение эпохи Серебряного века было благодатной почвой для появления синематографа, и вот на сцене – блистательная Вера Холодная (Моника Григорян) и утонченный Александр Вертинский (Тимофей Гончаров). В нем будто бы уживалось два человека – две души, и романс «Ваши пальцы пахнут ладаном» в исполнении Дарьи Волчуковой – это голос той маски, под которой артист прятал важную часть себя.

На сцене - Марина Цветаева (Екатерина Неретина), жизнь этой поэтессы была наполнена испытаниями, без которых, возможно, мы сегодня не читали бы ее пронзительные строки, а номер Игоря Северянина в исполнении Василия Колюбина стал украшением вечера. Утонченный, яркий и оригинальный, а временами вычурный, Северянин был особенным представителем русской поэзии начала двадцатого века. Многих отпугивал его эгоцентризм, но разве нельзя позволить поэту признаться самому себе, что он гений?

Настроение вечера изменилось с появлением Александра Блока (Артур Мнацаканян). Вечер сменяет синяя ночь - появляется Незнакомка (Анастасия Гузеева), а рядом с поэтом оказываются три маски - три составляющие его души (Белая – Софья Лунева, Черная – Анастасия Лях, Красная – Анастасия Чистова).

Заключительная страница спектакля – история «последней загадки Серебряного века» - Черубины де Габриак (Анна Алябьева). Ее краткий приход в литературу, благодаря фантазии поэта, литературного критика, художника Максимилиана Волошина (Давид Аветисян), стал заключительным аккордом целой эпохи. Прекрасно дополняли сюжет музыкальные номера: романс на стихи Марины Цветаевой «У зеркала» в исполнении Влады Найденовой, романс в исполнении Моники Григорян, фортепианная пьеса в исполнении Александры Флеровой.

Спектакль прошел на одном дыхании. В завершение поэты выходили на сцену и произносили именно те главные слова, в которых так нуждается новое поколение. Итогом вечера стал вопрос Марины Цветаевой: «Знаете, для чего существуют поэты? Для того, чтобы не стыдно было говорить самые большие вещи».

Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в создании спектакля; особую благодарность выражаем автору спектакля, преподавателю литературы, к.ф.н. Орловой Ольге Анатольевне и организатору - Козловой Валентине Юрьевне.

Текст: Ольга Орлова
Фото: Аделия Ломазова, Андрей Лисицын