13 мая 2024 г. в Профессорской аудитории (228) Российского государственного гуманитарного университета прошла открытая лекция Т.Л. Шаумян, кандидата исторических наук, заведующей Сектором индийских исследований Института востоковедения РАН, посвященная Тибету в «Большой игре» и, в частности, фигуре Агвана Доржиева, чье имя носит наше студенческое научное объединение.
Татьяна Шаумян – известный биограф цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Лобсана Доржиева: именно его биографии была посвящена защищенная еще в 1966 г. кандидатская диссертация нашего почетного лектора.
В конце XIX – начале XX вв. Россия не имела как таковых стратегических интересов в Тибете, лишь бурятская и калмыцкая сангхи стремились к установлению отношений с Лхасой, а уже их народная дипломатия виделась российским властям демонстративно выгодной для закрепления собственных амбиций в Восточной Сибири и Монголии.
Важнейшим оставался религиозный аспект: Елизавета Петровна, удостоив императорской аудиенции Дамбу-Доржо Заяева, ученика одного из старейших монастырей школы гелуг Брайбун, разрешила свободное распространение буддизма среди бурят в 1741 г.
В 1896 г. граф С.Ю. Витте выразил идею противостояния английскому влиянию, нараставшему тогда в Азии – в Тибете и континентальном Китае, что ставило под угрозу российские интересы на континенте.
Агван Доржиев родился в Забайкалье в 1853 г.
В девятнадцатилетнем возрасте он отправился получать монастырское образование в прославленную Брайбунскую академию, где был удостоен ученой степени лхарамбы, что позволило ему построить карьеру в Тибете и войти в число высших лам при дворе малолетнего Далай-Ламы XIII.
В 1898 и 1902 гг. А. Доржиев пребывал с дипломатической миссией в Санкт-Петербурге, где был принят Николаем II.
Доржиев передал послание Далай-Ламы XIII, где тот подчеркивал высокий уровень добрососедства и религиозной терпимости в России.
В эпоху упадка Цинского Китая, разразившегося Ихэтуаньского восстания 1899-1901 гг., потребовавшего ввод русских войск в Маньчжурию, и Англо-бурской войны 1899-1902 гг., показавшей всю одиозную жестокость внешнеполитической доктрины Великобритании, Россия виделась единственным «спасательным кругом» для Тибета, уже тесно связанного с Бурятией и Калмыкией.
***
Интересны и автобиографические «Занимательные заметки» А. Доржиева, написанные о его заморских путешествиях в стихотворной форме.
Он внес огромный вклад в институционализацию религиозной буддистской мысли, развитие национального образования: Доржиевым были открыты Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, духовное училище в Калмыкии и несколько школ в Бурятии.
Доржиев владел шестью языками, им был подготовлен проект бурятского письма вагиндра, возникшего на основе монгольского вертикального письма и приспособленного к русской фонетике.
На правах эксперта и друга Доржиевского общества слово было предоставлено Алтману В. Цоросу, научному сотруднику Калмыцкого научного центра РАН, который рассказал в послесловии лекции об исследовательских традициях, заложенных А. Доржиевым.
К таковым, например, относится деятельность Овше Норзунова, калмыцкого тибетолога-путешественника, сопровождавшего дипломатическую миссию Далай-Ламы XIII и одним из первых запечатлевшего на фотообъектив закрытую для иностранцев Лхасу.
Татьяна Шаумян ответила и на вопросы студентов Учебно-научного центра, касавшиеся ее работы в архивах Китая и Индии, государственных сношений властей Республики Бурятия и Тибетского автономного района КНР, образа Далай-Ламы в отечественном дипломатическом поле новейшего времени и последствий мероприятий, проводимых в рамках перекрестных Годов культуры России – Китая (2024-2025 гг.), для народной дипломатии трансграничных народов.
В конце открытой лекции Татьяна Львовна выдвинула идею создания Доржиевской библиотеки, архивного фонда научной информации нашего студенческого объединения, а также подарила М.С. Михалеву, научному руководителю Доржиевского общества, экземпляр собственной монографии «Россия, Великобритания и Тибет в “Большой игре”», выпущенной в 2021 г.
Текст: Эдуард Д. Чухин, 3 курс, УНЦСА
Фото: Анастасия М. Злобина, 3 курс, УНЦСА