РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология
18.04.2024

Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология

11–13 апреля в Москве прошла конференция с международным участием «Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология», организованная философским факультетом РГГУ, философским факультетом ГАУГН и фондом «Центр гуманитарных исследований».


В РГГУ традиционно проходили феноменологические секции («Трансцендентализм и феноменология – 1: сознание и познание», «Трансцендентализм и феноменология – 2: сознание и реальность»), а также секция «Трансцендентальный субъект: Платон, Кант, Гуссерль» и секция/круглый стол «Как возможна трансцендентальная теология?». Идеей конференций «Трансцендентальный поворот», проводимых С.Л. Катречко и его единомышленниками уже девятый раз, является рассмотрение проблем современного трансцендентализма с разных точек зрения, представление разных подходов в современном кантианстве, феноменологии и неокантианстве, остро дискуссионный характер секционных заседаний.

Не исключением оказалась и конференция этого года. К примеру, на секции «Трансцендентальный субъект: Платон, Кант, Гуссерль» в центре дискуссий был вопрос, можно ли найти у Платона трансцендентального субъекта. В.Е. Семенов (Москва, МГУ) в своем докладе «Платон и Кант. В поисках трансцендентального субъекта» высказал утверждение, что трансцендентальный субъект – это некий концепт, который характеризуется рядом характеристик, которые можно найти в диалогах Платона, а следовательно, о трансцендентальном субъекте у Платона говорить правомерно. Эту позицию разделяет и И.А. Протопопова (Москва, РГГУ), которая в докладе «Трансцендентальный субъект у Платона» выделила положения Платона, которые созвучны кантовскому пониманию трансцендентального субъекта. Однако С.Л. Катречко (Москва, ГАУГН, ЦГИ) в докладе «Трансцендентальный субъект у Канта» обратил внимание на отличия трансцендентального подхода Канта от методологии познания Платона, которые не позволяют однозначно утверждать о наличии в философии Платона трансцендентального субъекта.

В центре внимания феноменологических секций стояла проблема соотношения сознания и реальности в трансцендентальной феноменологии. Докладчики представили различные подходы к трактовке соотношения сознания и мира в рамках феноменологического проекта и обсудили перспективы развития феноменологии. На теологической секции одним из очных докладчиков была философ из Индии Стритама Мисра (India, Bhubaneswar). В своем докладе

«Воплощенная трансрелигиозность: общее пространство для моральной солидарности» она рассмотрела концепт «моральной солидарности» с точки зрения кантовского трансцендентализма и современной французской феноменологии.

В конференции приняло участие более 50 исследователей, из них 18 докладчиков из различных городов России, 7 – из других стран (Германия, Индия, Италия, Китай, Сербия/США, Узбекистан).

Видеоматериалы конференции доступны по ссылкам:
День 1 https://vk.com/video-52558751_456239082?t=17s
День 2 https://vk.com/video-52558751_456239084?t=1s 
День 3 https://vk.com/video-52558751_456239085?t=47s 

Дополнительные материалы:
ТС ПРОГРАММА.doc — 540.5 Кб

Текст: философский факультет
Фото: Философский факультет; Матвей Будяков, Пресс-служба РГГУ