14 и 15 марта 2024 года в Институте филологии и истории РГГУ состоялась XV межвузовская студенческая научная конференция «Литература в поисках визуального: интермедиальность как диалог искусств. Памяти Сергея Петровича Лавлинского». Увы, в этом году в название конференции добавилось памятное посвящение.
Сергей Петрович Лавлинский (1960–2023) – профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ, наш учитель, один из основателей и руководителей спецсеминара «Визуальное в литературе», вдохновитель и создатель творческих, педагогических, научных проектов, в том числе и ежегодной весенней конференции, создатель рок-педагогики (креативно-перформативной педагогической концепции). В этот раз С.П. Лавлинский успел начать вместе с коллегами подготовку к конференции, но организована и проведена она, к сожалению, была уже без Сергея Петровича, а в память о нем, участниками спецсеминара «Визуальное в литературе» под руководством Виктории Яковлевны Малкиной, а также проектом «Гуманитарные встречи».
Мероприятие проводилось в очном формате с возможностью дистанционного участия для слушателей при помощи платформы Zoom и прямой трансляции заседаний на YouTube. В течение двух дней около 100 человек смогли присоединиться к работе конференции удаленно.
В этом году на конференции прозвучало 30 докладов. Докладчики были из 6 городов, 9 вузов и одной школы – студенты и аспиранты разных факультетов Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Государственного университета просвещения, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Московский, Санкт-Петербургский, Нижегородский кампусы), Санкт-Петербургского государственного университета, Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королева, Тверского государственного университета, Воронежского государственного университета, школы Центра педагогического мастерства (Москва).
Заседание первого дня конференции открыла руководительница спецсеминара «Визуальное в литературе» Виктория Яковлевна Малкина. Во вступительном слове она отметила, что нынешняя конференция является уже десятой, посвященной вопросам визуального в литературе. Тема конференции, выбранная еще вместе с Сергеем Петровичем Лавлинским, достаточно обширна по сравнению с более узкой проблематикой прошлых лет (например, категории наблюдателя, памяти, границы), так как задумывалась как юбилейное событие, подведение итогов 10 лет проведения конференции и 11-лет спецсеминара «Визуальное в литературе».
В этом году научное мероприятие было посвящено понятию интермедиальности как диалога разных видов искусств, перевода с языка одного медиа на язык другого. Основное внимание было уделено одному из разделов интермедиальных исследований – взаимодействию литературы и визуальных видов искусств. Традиционно, главным принципом работы конференции оставался диалог.
Целью конференции стала попытка осмысления интермедиальности как взаимодействия литературы и других видов искусств, преимущественно визуальных. Было важно разобраться, в каких формах могут воплощаться диалогические отношения литературы и разных медиа (живопись, театр, кино, архитектура, скульптура, графические нарративы, музыка, фотография, видеоигры), на какие теоретические подходы можно опираться для анализа такого рода диалога и как именно осуществлять интермедиальное исследование. Наиболее важным было выявить систему научных категорий, необходимых для точного и подробного интермедиального анализа связи литературы и других медиа. При этом мы стремились расширить методологический аппарат, который в итоге включал принципы не только литературоведения, но искусствоведения, театро-, кино-, музыковедения и др.
Утреннее заседание первого дня (четверг, 14 марта) началось с докладов, посвященных литературе и перформативным искусствам. Блок открыло выступление Степана Рыбалко (Институт филологии и истории РГГУ), посвященное теоретическим подходам к осмыслению интермедиальности в гуманитарной науке. В следующем докладе, представленном Анной Марковой (Институт филологии и истории РГГУ), были рассмотрены перформатив, перформативные искусства и заклинательный итератив на материале концерта Е. Доги. Станислав Красников (Государственный университет просвещения,) посвятил свой доклад изучению процесса интермедиального «перевода» драматургического текста в театральный в авторефлексии К. С. Станиславского. Не обделили вниманием и интермедиальность в современной отечественной драматургии – её рассмотрела в своем докладе Анна-Мария Апостолова (Институт филологии и истории РГГУ).
После кофе-брейка участники продолжили диалог об интермедиальности и взаимодействии вербального и визуального в графическом нарративе. Елизавета Гусарова (Институт филологии и истории РГГУ) начала его с исследования адаптации романа М. Шелли «Франкенштейн» в одноименной манге Д. Ито. Тему взаимодействия текста и изображения продолжила и развила Арина Бесова (Институт филологии и истории РГГУ) в своем докладе, посвященном графическому роману «Сурвило» О. Лаврентьевой. Динара Сабитова (Институт филологии и истории РГГУ) подняла вопрос о ремедиации памяти в произведении Т. Гива «Мальчик, который нарисовал Освенцим». С завершающим утреннее заседание докладом выступила Екатерина Даутова (Институт филологии и истории РГГУ): свое выступление она посвятила диалогу поэзии и книги художника на материале творчества Вс. Некрасова и Л. А. Тишкова.
Вечерняя секция целиком и полностью была посвящена интермедиальности в лирическом стихотворении. Елизавета Шишкина (Институт филологии и истории РГГУ) представила доклад о трансмузыкальном в стихотворении Б. Пастернака «Окно, пюпитр и, как овраги эхом...». К проблеме изобразительности в ранних сборниках Георгия Иванова подступилась в своем докладе Алена Федюкина (Санкт-Петербургский государственный университет). Александра Чеблакова (Санкт-Петербургский государственный университет) изучила экфрасис витражей в творчестве М. А. Волошина. Центральной темой выступления Михаила Бешимова (Высшая школа экономики, Санкт-Петербург) стала проблема субъектности, связанная с экфрасисом в цикле О. Седаковой «Стелы и надписи».
После кофе-брейка заседание продолжилось, и свой доклад, посвященный живописному экфрасису в иммерсивной поэтической картине М. Кукина «Видно с птичьего полета...», представила Юлия Крячкова (Тверской государственный университет). Татьяна Соловьева (Самарский университет) выступила с докладом про читателя-слушателя в песенной поэзии в сингле «На вырост». Мария Шершукова (школа Центра педагогического мастерства) посвятила выступление рассмотрению взаимодействия литературы и фотографии в стихотворениях В. Бородина «мы и глаза франчески...», а Илья Морозов (Высшая школа экономики, Москва) рассказал о материальной семиотике и медиаархеологии блэкаут-поэзии.
На утреннем заседании второго дня (пятница, 15 марта) разговор зашел об интермедиальности в эпической прозе. Первой выступила Мария Мисник (Институт филологии и истории РГГУ) с докладом, посвященным живописному взгляду в рассказе В.М. Гаршина «Художники». После этого свой доклад, посвященный функциям экфрасиса в англоязычной автотеоретической прозе, представила Анна Кузнецова (Институт филологии и истории РГГУ). Лю Найшо (Санкт-Петербургский государственный университет) изучила влияние философии и живописи Н. К. Рериха на творчество А. П. Хейдока в рассказе «Маньчжурская принцесса». Тема экфрасиса продолжилась в выступлении Алисы Галенкиной (Институт филологии и истории РГГУ), которая рассказала о репрезентации визуальных кодов в рассказе «The Bar at Twilight» Ф. Тутена.
После кофе-брейка Анастасия Яковлева (Воронежский государственный университет) представила исследование феномена живописи в художественной прозе Ж.-П. Сартра в романах «Тошнота» и «Возраст зрелости». С докладом, посвященным музыкальному в «Американских богах» Н. Геймана, выступила Полина Казаринова (Институт филологии и истории РГГУ). Следом слушателям была предложена тема «автомедиальности» русскоязычного автофикшна, исследователем которой является Карина Разухина (Московский государственный университет). Линию прозы завершило выступление Виктории Ромашовой (Самарский университет), в котором поднялась тема кинематографичности как стратегии в романе «Vita Nostra» М. и С. Дяченко.
В вечерней секции второго дня слушатели и докладчики обсуждали литературу в старых и новых медиа. Ярослав Красников (Институт филологии и истории РГГУ) исследовал кинонарратив и другие медиа в пьесе А. М. Володина «Фабричная девчонка». Тема кино продолжилась в выступлении Елизаветы Стоцкой (Высшая школа экономики, Н. Новгород): она анализировала фильм «Оно» С. Овчарова как киноинтерпретацию романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Проведя топоанализ повести «Крысолов» А. С. Грина и анимационного фильма «Дочь крысолова», Георгий Любянов (Высшая школа экономики, Санкт-Петербург) поднял тему интермедиальной репрезентации ужаса.
После кофе-брейка тему новых медиа подхватил Алексей Ларичев (Институт филологии и истории РГГУ), предложив к изучению фокализацию нарратива в видеоигре «Disco Elysium». Следом за его докладом тема дискуссий перенеслась из современности в Средневековье: Мария Купцова (Московский государственный университет) развила идею словесного и визуального образа цветущего сада в средневековом исламском искусстве, а Анна Кудалина (Институт филологии и истории РГГУ) и Максим Метелев (Высшая школа экономики, Москва) посвятили совместный доклад рецепции Средних веков в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени».
Конференция закончилась подведением итогов и попыткой наметить возможные направления для работы будущих научных мероприятий. В своих докладах участники исследовали проблемы интермедиальности на материале разных родов и жанров литературы в диалоге с формами других видов искусства (эпика, лирика, драма, перформативные искусства, автофикшн, графический роман, песня, кино, анимация, видеоигра). Такое многообразие исследований позволило выявить различные степени взаимодействия медиа: от формального соединения нескольких элементов искусств до почти их слияния. Также сквозной темой докладов и дискуссий стала проблема рецепции произведения, обращение к категориям, «читателя-зрителя» и «читателя-слушателя», то есть особого адресата интермедиального взаимодействия. С отсылкой к темам прошлогодних конференций, была отмечена значимость культурной памяти как возможности идентифицировать интермедиальные связи, а также подчеркнута роль категории границы как линии сближения и разделения медиа.
Надеемся, наша конференция смогла стать для вас проводником в мир интермедиальности!
Также вы можете:
Почитать тезисы докладов и программу: https://www.rsuh.ru/education/ifi/news/detail.php?ID=1021868
Полистать фотографии:
Посмотреть видеозаписи: https://www.youtube.com/playlist?list=PL9ul1sbQRa-zeFYbS3TQSpxuu7kjRR2ht
Трансляция:
Послушать аудио: https://vk.com/music/playlist/-53792463_83772760_ce958d2937df542cf5
В дальнейшем о наших мероприятиях, изданиях и других событиях можно узнавать в группе «Визуальное в литературе»: https://vk.com/visual_in_literature
Мероприятие было организовано в рамках работы по научному проекту РГГУ «Категория интермедиальности: литература и визуальные искусства» (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ»).
Текст: Елизавета Шишкина; Елизавета Гусарова ИФИ РГГУ
Фото: А. Кучерова пресс-служба РГГУ; Ю. Пестова ИФИ РГГУ; В. Малкина ИФИ РГГУ;