В рамках Дней Швейцарии в России в РГГУ с 18 по 20 сентября 2002 г. проходила международная конференция "Нормы" и "казусы" в европейской культуре на рубеже 19-20 вв. (Швейцария, Австрия, Германия, Россия). Эпоха конца и начала", организаторами которой выступили Российско-швейцарский центр РГГУ, Кафедра сравнительного изучения литературы Института истории и филологии РГГУ, Кафедра всеобщей истории РГГУ и Управление международных связей РГГУ при поддержке Фонда Сороса, Университета Фрибурга (Швейцарии), посольств Австрии и Швейцарии России и Архивной школы ИАИ РГГУ.
Как отметила во вступительном слове начальник Управления международных связей И.В. Карапетянц, это далеко не первое мероприятие подобного масштаба в РГГУ. А масштабы его поистине поражают. Во-первых, потому, что конференция представлена солиднейшими именами ученых мировой величины, таких как Морис Чаки (профессор Университета г. Граца), ведущий мировой специалист по истории модерна в Европе, Р. Фигут (Университет Фрибурга), В. Шмидт-Денглер (Университет Вены), Г. Зверева (РГГУ), Н. Павлова (РГГУ), Т. Исламов (ИСБ РАН), А. Жеребин (Институт им. Герцена, Санкт-Петербург) и др. Во-вторых, благодаря широте и многогранности представленных на конференции докладов, тематика которых охватывает сразу несколько гуманитарных дисциплин - историю, филологию, философию, культурологию, лингвистику.
Открывая конференцию, проректор по учебной работе Н.И. Басовская назвала модерн и модернизм крупнейшим явлением духовной жизни Европы рубежа 19-20 вв., естественной частью которой была Россия. Во вступительном слове представитель посольства Австрии Г. Хайндл указал на знаковость проведения подобной конференции именно в РГГУ, который он назвал "Университетом надежды и будущего".
Одним из самых ожидаемых докладов на конференции было выступление Мориса Чаки, очертившего основные критерии венского модерна и указавшего предпосылки его возникновения в Вене и распространения по всей Средней Европе (именно так Т. Исламов предложил называть регион, который, как правило, именуют Центральной Европой).
Профессор Р. Фигут, говорящий по-русски столь же свободно, как и по-немецки, построил свое двуязычное сообщение на сравнении методов преодоления "Я" в поэзии Вяч. Иванова, Майера и Ш. Георге.
А. Жеребин представил модерн с точки зрения мистического восприятия действительности, когда на смену неудовлетворяющей общество реальности приходит идея всеобщности и тотальности жизни.
Также 18 сентября прошла презентация книги Мориса Чаки "Идеология оперетты и венский модерн", получившей широкий общественный резонанс во многих европейских странах и наконец-то переведенная на русский язык.