Начиная свой анализ, г-жа Форстер выделила основные модели взросления, характерные для животного мира:
1. Модель, при которой у животных нет детства как такого. Примером может служить амеба.
2. Модель, при которой в детской фазе организм существенно отличается от взрослого организма того же вида здесь в качестве примера стоит упомянуть бабочку.
3. Заключительная модель, при которой организм, рождаясь, имеет сходство с взрослыми.
Также Йоханна Форстер выделила три основные модели воспитания:
1. Животные-родители готовят гнездо (или соответствующую среду) для детенышей, которые, в свою очередь, после рождения вовсе не видят своих родителей. Такая модель характерна, например, для черепах, а также для многих насекомых.
2. Более комплексная модель «гнездовой уход», при которой детеныши остаются в контакте с родителями. Данной модели характерно учение через подражание, имитацию.
3. Третья, наиболее комплексная модель, характерна и для человека. В ней основные места занимают как уход, так и научение. Именно в этой модели с эволюционной точки зрения заметны зачатки воспитания в том виде, в котором оно представлено сегодня.
В соответствии с этим, для приматов характерно невербальное научение, тогда как первобытные люди уже практиковали вербальное (устное) научение детей. Институционализация же воспитания началась примерно 3000 лет назад.
С точки зрения эволюции, у человека достаточно длительное детство. Объясняя это явление, Йоханна Форстер рассмотрела физический аспект эволюционного развития человека, результатом которого стал тот факт, что сейчас человек рождается с мозгом небольшого объема, и ему необходимо его «нарастить». Кроме того, человек нуждается в особой атмосфере, в которой возможно именно воспитание и общение ребенка со взрослым. Воспитание также необходимо ребенку потому, что он не имеет необходимого репертуара поведения и может получить его только от субъекта воспитания.
Вместе с тем, именно длительным периодом детства объясняется конституциональная предрасположенность человека к социальности, сохранению социальных связей.
Подводя итоги, проф. Форстер отметила, что детство есть не явление, характерное только определенным культурам, а четкая антропологическая константа. А что касается раннего или позднего детства, мы должны принять этот феномен как некий факт.
Цикл лекций проф. Йоханны Форстер будет продолжен 5 и 6 апреля 2005 г.