Лекция профессора Марселя Энафф «Социальные связи: обмен подарками как знак взаимного признания»
16.05.2005
Лекция профессора Марселя Энафф «Социальные связи: обмен подарками как знак взаимного признания»
16 мая в РГГУ прошла открытая лекция профессора Университета Калифорнии (США), известного французского философа и антрополога Марселя Энафф «Социальные связи: обмен подарками как знак взаимного признания».
Открывая встречу, и.о. ректора РГГУ И.В. Карапетянц напомнила собравшимся, что РГГУ остается образовательным учреждением, где регулярно выступают представители мировой интеллектуальной элиты. Сегодняшняя лекция Марселя Энафф состоялась благодаря протекции Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Дании в РФ Ларса Виссинга.
Г-н Виссинг, также посетивший лекцию, подчеркнул, что не стоит задумываться над тем, почему датский посол способствует визиту французского ученого в Россию. Сегодня г-н Виссинг представлял М. Энафф как своего давнего друга, ведь тот долгое время жил в Дании, работая в Университете Копенгагена.
Начиная свое выступление, проф. Энафф также поблагодарил и.о. ректора РГГУ И.В. Карапетянц, г-на Ларса Виссинга за участие в организации его визита в наш университет.
В своей лекции проф. Марсель Энафф рассмотрел обмен подарками в человеческом обществе с антропологической точки зрения. В первую очередь, г-н Энафф попытался дать определение понятию «социальные связи». Что значит быть вместе, быть обществом? Что такое социально-общественная связь? Является ли «сообщество слушателей» социальным сообществом? Что есть связь, что заставляет нас оставаться вместе?
Мы регулярно дарим подарки нашим детям, родителям, друзьям, мотивируя это благородностью такого поступка. Но таким образом мы избегаем проблемы определения его причины. Зачастую нам мало просто дать, необходимо получить что-то взамен.
| |
Чтобы понять и проанализировать это явление Марсель Энафф обращается к трудам Марселя Мосса, толкуя его «Эссе о даре». Так, в традиционных обществах подарок требует аналогичного ответа в сопровождении соответствующих ритуалов это является вопросом престижа. М. Мосс, в свою очередь, приводит пример из книги Бронислава Малиновского, работавшего над феноменом циркуляции подарков между разными островами Папуа Новой Гвинеи. Жители островов Папуа Новой Гвинеи снаряжали лодки и направлялись к другим островам, обмениваясь подарками с их жителями. Таким образом между островами формировалась сеть партнерских двухсторонних отношений. Взаимность обязательна, а ее отсутствие свидетельствует, в первую очередь, об отсутствии уважения к субъекту вышеописанных отношений. Это поразило Мосса, и он попытался объяснить это явление. С одной стороны, он называл в качестве причин морально-нравственные устои участников этого процесса, с другой экономические причины. Ни с одним из этих толкований М. Энафф не согласен.
Экономическая составляющая объяснения этих процессов, по мнению проф. Энафф, не имеет общего с действительностью потому, что параллельно с этим процессом шли торговые отношения, никак с ним не связанные. Нравственные устои также не могут играть роль причины, поскольку эти обмены не являются бескорыстными за дары всегда получалось что-то в ответ.
Чем же тогда объясняется возможность акта подарка, свойственного только человеку (даже высшие приматы никогда не делают друг другу подарков)? Человек узнает другого человека, не только увидев его. Человек узнает другого и по тому, что он ему отдает. Обмен дарами фундаментальная процедура взаимного признания.
Завершая свою лекцию, проф. Энафф выделил три сферы признания, существующие в современном обществе: институциональную, общественную и личную. Именно эти три пункта исследования признания Марсель Энафф планирует разрабатывать в ближайшее время.
В завершение встречи собравшиеся получили возможность задать проф. Энафф все интересующие их вопросы.
Пресс-центр