13 марта 2018 года в РГГУ состоялась лекция на английском языке профессора университета Гавра (Франция) Пьера-Бруно Руффини на тему «Научная дипломатия: основные концепты и ключевые понятия».
Свое выступление профессор Руффини начал с объяснения того, как связаны такие, на первый взгляд, непохожие понятия, как дипломатия и наука, и почему подобная связь является взаимовыгодной. Одна из основных задач дипломатии - продвижение национальных интересов на мировом уровне: дипломаты, способствуя международному научному сотрудничеству, тем самым улучшают отношения между заинтересованными странами, а использование научного подхода в дипломатии помогает ставить оптимальные цели внешней политики страны, тем самым укрепляя национальные интересы.
Профессор Руффини отметил, что термин «научная дипломатия» возник относительно недавно, а концептуально оформился лишь с выходом книги «Новые рубежи в научной дипломатии» (New Frontiers in Science Diplomacy) в 2010 году. Однако в истории есть масса примеров, когда вопросы науки выходили на уровень дипломатических отношений и до существования «научной дипломатии» как понятия. В пример профессор приводит проект ITER (Международный экспериментальный термоядерный реактор) – создание первого в мире экспериментального термоядерного реактора, а также проект IPCC (Межправительственная комиссия по климатическим изменениям), в котором страны объединяют общие усилия для борьбы с негативными последствиями климатических изменений. Посредством этих примеров Господин Руффини подчеркнул, что научная дипломатия должна стать неотъемлемой частью внешней политики.
В конце своей лекции профессор был рад ответить на все интересующие слушателей вопросы. Проректор по международному сотрудничеству Вера Иванова Заботкина, открывавшая выступление профессора Руффини, задала вопрос о связи между научной и публичной дипломатией. Профессор Руффини ответил, что научная дипломатия, несмотря на всеобщее мнение, не является разновидностью публичной дипломатии, основная цель которой - формирование общественного мнения посредством СМИ, и ее следует воспринимать как отдельный процесс.
Проректор по научной работе Ольга Вячеславовна Павленко поинтересовалась у профессора Руффини, каким образом научно-дипломатические проекты справляются с разночтением таких понятий, как «власть», «сила», «политика» в разных социальных, политических и национальных контекстах. Профессор пояснил, что научно-дипломатические проекты, как правило, поощряют культурное и языковое разнообразие, а нормативные документы подготавливают на разных языках с помощью профессиональных переводчиков.
Последний вопрос задала доцент кафедры теории и практики общественных связей факультета истории, политологии и права Мария Александровна Штейнман. Поскольку РГГУ является один из ведущих гуманитарных вузов страны, Мария Александровна спросила, какую роль играют гуманитарные науки в научной дипломатии. Профессор Руффини привел пример археологии и истории. Казалось бы, какая связь существует между этими научными областями и дипломатией? Оказывается, что археологи, проводящие раскопки на территории зарубежных государств, обладают ценными знаниями, приобретенными во время работы, например, о характере местности, протяженности территории и культурных особенностях населения. На этапе международных переговоров дипломаты консультируются с археологами для достижения результатов, соотносимых с историческими территориально-культурными особенностями.
В конце лекции профессор Руффини с сожалением отметил, что на данный момент в России отсутствует научная дипломатия, но также добавил, что ее развитие является одним из элементов государственной научно-технической политики России, важность которого отмечается в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», принятой указом Президента РФ в декабре 2016 года. Такая тенденция, по мнению профессора, является благоприятным знаком для появления научной дипломатии в России в будущем.