В Египте демонстрации против президента Мубарака, который чем дальше, тем больше погружается в политическую изоляцию, продолжались и вчера и сегодня. Выступления не стихли даже после того, как правительство предложило оппозиции начать диалог и объявило, что Х. Мубарак не будет выставлять свою кандидатуру на предстоящих в сентябре президентских выборах.
В последние сутки в Каире были слышны выстрелы. Впервые более или менее активно в события вмешались военные, встав между сторонниками и противниками Мубарака. Представители международных СМИ указывают на то, что вооруженные банды сторонников президента регулярно нападают на журналистов, препятствуют их работе, изымают и даже разбивают оборудование. По данным египетского Минздрава на конец среды среди участников манифестаций насчитывалось семеро погибших и около 860-ти раненых.
Главы ведущих стран ЕС (Германии, Великобритании, Италии, Франции и Испании) потребовали в совместном заявлении совершить в Египте незамедлительный процесс передачи власти. Продолжаются протесты и в столице Йемена Сане, где десятки тысяч человек требуют проведения демократических реформ. В процессе перехода волны протестов из Туниса и Египта на другие страны арабского мира известный эксперт по Среднему и Ближнему Востоку из Женевы Хасни Абиди (Hasni Abidi) не видит ничего удивительного.
swissinfo.ch: Как по вашему мнению, станут ли протесты в Тунисе и Египте началом волны восстаний по всему арабскому миру?
Хасни Абиди: Болезнь, которая сейчас распространяется по региону, очень заразительна. И вот уже Али Абдулла Салех (Ali Abdullah Saleh), президент Йемена, объявил, что не намерен переизбираться в 2013-ом году, и что его сын не будет включен в число кандидатов в новые президенты. В Иордании король Абдулла назначил нового премьера. Старый же глава правительства проработал, что примечательно, на своем посту только один месяц. В Алжире, Марокко и Ливии власти срочно снижают цены на социально значимые продукты питания, например, на хлеб. Пока еще рано говорить о знаменитом «эффекте домино», хотя многие арабские лидеры проявляют признаки очевидной паники. С одной стороны они обещают реформы, а с другой заранее готовят себе пути отхода. Тем самым они хотят исключить для себя повторение судьбы тунисского президента Бен Али, которому пришлось в конце января бежать в Саудовскую Аравию.
swissinfo.ch: Какое значение имеют восстания и волнения в странах Северной Африки и Ближнего Востока для США и Европы?
Хасни Абиди: (Брюссель и Вашингтон) должны переосмыслить свою внешнюю политику и начать искать себе новых союзников. На нынешних правителей (арабских стран) полагаться им уже нельзя. Такая переориентировка, однако, потребует значительных усилий, так как страны Европы и США начиная со времен Второй мировой войны (привыкли) активно сотрудничать с авторитарными арабскими режимами.
swissinfo.ch: Как вы оцениваете положение в Тунисе? Можно ли говорить об успешном переходе в этой стране к демократии?
Хасни Абиди: В сегодняшнем Тунисе если и можно рассмотреть такой переход к демократии, то с очень большим трудом. Скорее речь идет сейчас о политических переменах. Ведь для демократизации потребовались бы новая конституция, новые парламентские и президентские выборы. И только по их итогам можно было бы судить о том, насколько успешен был переход к демократии. О чем, однако, уже можно точно говорить, так это о замене авторитарно-диктаторского режима Бен Али на более открытый режим, допускающий свободу мнений. Одновременно новое правительство пообещало пересмотреть выборное законодательство. И это добрый знак для Туниса.
swissinfo.ch: Существуют ли параллели между Тунисом и Египтом?
Хасни Абиди: Да, такие параллели есть. Обе страны управлялись последние 25 лет при помощи авторитарных политических систем. В обеих странах политическая элита рекрутировалась из ближайшего, прежде всего семейного, окружения высшего властителя, и только так в этих странах власть старалась укрепить свои позиции. Качество государственного управления вследствие тяжелой политической и социальной ситуации было очень низким. Из-за этого имелись высокая безработица и безудержная коррупция, юношество не имело перспектив, что привело в итоге к сильной фрустрации, которая и разрядилась, - стоило только появиться необходимой искре, - в беспорядках и восстании. Но есть и различия. В Тунисе режим рухнул сразу, так как армия отказалась поддерживать его. Оппозиция в Тунисе не имела ярких лидеров, что, с другой стороны, как ни парадоксально, уберегло ее от фракционных расколов. Иначе выглядит положение в Египте. На Мубарака оказывается серьезное давление. Но его режим гораздо более прочен и стабилен. Да и армия не станет просто так жертвовать президентом, так как, во-первых, это негативно сказалось бы на дальнейшем политическом развитии Египта, а с другой стороны вооруженные силы будут до конца поддерживать его, так как военные сами весьма прочно встроены в сложившуюся в этом государстве политическую и экономическую систему.