Собеседники швейцарской гостьи будут лицами весьма высокопоставленными. Среди них председатель Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу (José Manuel Barroso), «Президент» Европейского Союза Херман Ван Ромпёй (Herman Van Rompuy), а так же председатель Европарламента Ежи Бузек (Jerzy Buzek). Однако уже сейчас понятно, что визит Кальми-Ре отнюдь не будет легкой прогулкой. В декабре прошлого года совет министров ЕС постановил, что нынешний «билатеральный» формат отношений и сотрудничества ЕС и Швейцарии «достиг пределов развития». Брюссель рекомендует Швейцарии начать производить «динамическую адаптацию соглашений (составляющих I и II пакеты билатеральных договоров) к будущему европейскому праву».
Право ЕС как камень преткновения
Доверяйте нам! Под таким девизом намерена на следующей неделе начать переговоры в Брюсселе Мишлин Кальми-Ре. «Председатель Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу очень открытый человек. Есть все шансы, что Швейцария сможет согласиться с новыми (предложенными ей) условиями ведения переговоров с ЕС», - оптимистично заявила М. Кальми-Ре накануне во время официального визита в Будапешт (Венгрия сейчас председательствует в ЕС – прим. ред.). В венгерской столице швейцарская министр призвала Будапешт поддержать позицию Конфедерации.
Однако сомнительно, чтобы руководство ЕС дало зеленый свет переговорам по новому, уже третьему, пакету «билатеральных соглашений» после того, как Брюссель официально объявил, что развиваться этому формату кооперации дальше некуда. Факт остается фактом – 27 государств-участников ЕС все меньше склонны мириться с «особым» курсом Швейцарии на европейской арене. Берн, в частности, упорно отказывается пойти на запуск механизма автоматического введения в Швейцарии европейского права, что, по мнению Брюсселя, постоянно ведет к сложным и, в общем-то, ненужным переговорам и консультациям. Но тем активнее Евросоюз настаивает именно на принципе «автоматизма».
Аргументы в рамках дискуссии
ЕС, в частности, имеет к Швейцарии требования в области обеспечения свободной и неискаженной конкуренции, создания условий для заключения Договоров о свободной торговле сельхозпродукцией и электроэнергией. Кроме того, Брюссель требует от Берна обеспечения единой (европейско-швейцарской) правоприменительной практики и создания независимой судебной инстанции для разрешения конфликтов. Этот комплекс требований составляет так сказать «внешний фронт» контактов Швейцарии и ЕС.
Однако есть еще и «внутренний фронт», а именно, общественное мнение в самой Швейцарии. И тут М. Кальми-Ре может сослаться на то, что это самое мнение пока с большой сдержанностью относится к перспективе одностороннего введения в Швейцарии определенных пунктов из вышеперечисленных требований. А вот соединение различных тематических досье в единый «пакет» было бы для Швейцарии куда предпочтительнее. Такой формат помогает достигать «взвешенных решений», которые были бы приемлемы для Конфедерации. Уступки в институциональной сфере, например, некоторое урезание степени суверенитета, Брюссель мог бы компенсировать уступками в отдельных секторальных областях, вследствие чего свою выгоду могла бы получить экономика Швейцарии.
Какова будет реакция Брюсселя? «Баррозу хорошо знает Швейцарию, он не заинтересован в том, чтобы отвергнуть предложения М. Кальми-Ре с порога, ведь они хорошо и лично знают друг друга», - утверждают в интервью порталу swissinfo.ch источники в коридорах европейской бюрократии. - «Нашей целью вовсе не является взять и перерезать билатеральный канал контактов со Швейцарией. Мы хотим увязать все аспекты сотрудничества в рамках единой правовой конструкции. Она должна быть приемлема для Швейцарии. Однако ясно – свою часть пути должен пройти и Берн».
Белая черта
Для Брюсселя стремление к решению институциональных вопросов не является «сухой теорией». «Это – конкретная потребность, результирующаяся из целого ряда секторальных соглашений со Швейцарией. Мы прекрасно понимаем, какие проблемы существуют у Швейцарии в этой области, однако решение должно быть найдено. Взять, например, процедуру третейского разбирательства. Швейцарии хорошо известна система третейских судов-арбитражей. У нас, однако, действует иная практика, и мы не можем применять сразу две разные системы судопроизводства», - говорят источники в ЕС.
И, тем не менее, по мнению тех же «инсайдеров», в понедельник М. Кальми-Ре вполне может рассчитывать на некоторое расположение со стороны Евросоюза. «Мы преследуем единую политическую цель углубления двусторонних отношений, мы имеем единые ценности, и мы готовы признать решение, достигнутое при помощи переговоров. Однако Швейцария не должна пересекать «белую линию».