РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Русские «Миры» исследуют глубины Жене...


04.03.2011

Русские «Миры» исследуют глубины Женевского озера


В программе с романтически звучащим названием «Elemo» примут участие исследователи и ученые почти со всего мира. Глубины озера будут подробно исследованы с тем, чтобы больше узнать о структуре, строении и о процессах, происходящих в водоеме. Цель - иметь возможность обеспечить более эффективную защиту экологической системы Женевского озера.

«Наше озеро есть нечто совершенно особенное, и не только из-за его красот», - разъясняет Эндрю Барри (Andrew Barry), профессор в области экологических технологий в Лозаннской ВТШ в интервью порталуswissinfo.ch.

«Большинство озер, обычно, имеют очень небольшие размеры и почти совершенно не затрагиваются так называемой силой Кориолиса (из-за этой силы человек, находящийся в центре вращающегося круга, имеет больше шансов удержаться на нем, чем тот, что находится на краю круга – прим. ред.). Великие Озера в США по своим свойствам относятся уже к небольшим морям. А вот Женевское озеро в этом смысле находится в своего рода золотой середине и дает возможность наблюдать взаимодействие самых разных сил», - говорит Э. Барри.

В регионе Женевского озера проживает до полутора миллионов человек. Половина из них утоляет свою жажду водой как раз из этого водоема. Несмотря на свое (общественное и хозяйственное) значение, экосистема озера все еще таит немало загадок.

«В таких озерах может происходить, например, взаимовлияние потоков, идущих вдоль побережья, и донных отложений, и тогда частицы отложений могут попадать в так называемые водяные столбы, транспортирующие воду к поверхности», - говорит Э. Барри, - «И если среди этих частиц находится что-то, что может представлять потенциальную опасность, то мы бы хотели знать как можно более точно, откуда это «что-то» появилось».

Э. Барри не знает пока, будет ли он сам принимать участие в погружениях. «Честно говоря, я чувствую себя на дне морском в тесном закрытом пространстве корабля несколько неуверенно», - признается он.

«…Здесь вам не Карибы…»

Восьмиметровые аппараты, в каждом из которых есть место для трех человек, способны погружаться на глубину до 6 тыс. метров. Самая глубокая точка Женевского озера находится на глубине 310 метров. Однако оба «Мира» будут не просто бултыхаться под водой.

Корабли позволят ученым собрать большие объемы данных и создать научные модели для целых регионов озера. В частности, исследователи хотят выяснить, каким образом накапливаются и циркулируют в воде вещества, загрязняющие природу. С этой целью на дне будут даже проведены специальные «полевые» испытания.

«Конечно, у нас тут не Карибское море и никаких особых подводных красот ожидать не приходится», - говорит Ульрих Леммин (Ulrich Lemmin). Он тоже является профессором ВТШ Лозанны и занимается вопросами реологии (от греч. ρέος, «течение, поток» и -логия), то есть разделом физики, изучающим деформации и текучесть вещества.

«Свойства каменно-грязевой смеси везде неодинаковы. И эта неодинаковость влияет на поведение воды, донных отложений и многих иных факторов. Если, я, скажем, погружался на дно Байкала, то это не означает, что теперь мне не надо спускаться в глубины Женевского озера. Что касается меня, то я делал и то, и другое, и могу заявить – это две большие разницы...».

У. Леммина, который готовится с одним из «Миров» опуститься на дно Женевского озера, привлекает, прежде всего, междисциплинарный характер проекта. «Решающий момент состоит в том, что мы все будем проводить наши эксперименты параллельно, что даст нам позже возможность анализировать данные из одной научной сферы на фоне информации из другой исследовательской области», - указывает далее У. Леммин.

Подарок обществу

Финансирование процессов погружение было обеспечено почетным консульством России в Лозанне и фармацевтической компанией Ferring Pharmaceuticals. Мишель Петтигрю (Michel Pettigrew), президент этой основанной в Швеции фирмы, заявил в интервью порталу swissinfo.ch, что компания участвует в проекте исключительно из альтруизма.

«Шесть лет назад мы перевели штаб-квартиру компании в город Сен-Пре (Saint-Prex), что на побережье. Нас приняли со всей душой, швейцарцы очень хорошо отнеслись к нам. Поддержка этого проекта со стороны компании стала попыткой вернуть что-то местному населению за его хорошее отношение, в частности, дать ему больше информации об озере. Конечно, если вдруг мы случайно найдем на дне что-то, что может представлять для нас интерес, мы это внимательно изучим. Однако в настоящее время это не является нашей главной целью», - подчеркивает М. Петтигрю.

Патрик Эбишер (Patrick Aebischer), президент Лозаннской ВТШ, тоже не скрывает своей клаустрофобии. Одновременно он открыто демонстрирует удовлетворение в связи с широким международным научным сотрудничеством в рамках данного проекта, особенно если учитывать, что его целью всегда была поддержка и развитие научных связей этого вуза с Россией. «Мы считаем, что Россия – очень важная страна, она принадлежит к группе BRIC, с которой мы хотим укреплять и расширять наше сотрудничество и обмены», - заявил П. Эбишер порталу swissinfo.ch.

Открытые вопросы

Наряду с учеными из России проект «Elemo» привлек к себе геологов, биологов, физиков, химиков и лимнологов, - (греч. λίμνε — озеро, λόγος — учение) специалистов в области физических, химических и биологических аспектов озёр и других пресных водоёмов, в том числе и водохранилищ, - из Швейцарии, Франции, Великобритании и США.

У них у всех накопилось порядочно вопросов, ответы на которые они будут искать по пути на дно озера. Какие вредные вещества находятся в составе воды, как циркулируют эти вещества, какова структура бактериальных популяций на дне водоема, как выглядит динамика процессов, регулирующих отложения веществ, попадающих в озеро через втекающие в него потоки?

Особый интерес представляет для ученых дельта реки Рона. Принесенные рекой отложения образовали на дне дельты неустойчивые подводные каньоны глубиной до 30 метров. Ученые собираются впервые подробнее исследовать эту малоизвестную им зону. Кроме того, исследованиям подвергнется и область бухты Види (Vidy) недалеко от Лозанны, берега которой заселены особенно густо. Под прицелом исследователей будет, прежде всего, вопрос влияния на экологию озера вредных микроэлементов.

«В конечном итоге мы хотим научиться предсказывать реакции озера на определенные события. У нас уже есть сложные гидродинамические модели озера, однако для того, чтобы эти модели эффективно функционировали, нам нужны достоверные (эмпирические) данные», - разъясняет Э. Барри.

А если вдруг из озера появится некое создание с длинной шеей… Ну тогда ученые, - и региональное бюро развития туризма, - немедленно обратятся за помощью к коллегам с озера Лох-Несс.