4 декабря 1906 г. инженеры Анри Голье (Henri Golliez) из кантона Во и Ксавьер Имфельд (Xavier Imfeld) из кантона Обвальден, подали в тогдашнее швейцарское федеральное Министерство почты и железных дорог ходатайство с целью получения разрешения на строительство железной дороги на вершину Маттерхорна.
Планировалось, что сначала пассажиры поднимаются на зубчатом поезде на уровень озера Schwarzsee (2 580 метров), а затем оттуда через туннель на хребет Hörnligrat (3052 метров). С этого уровня туристы транспортировались бы внутри горы специальным канатным фуникулером до конечной остановки на северной стороне Маттерхорна на площадку, которая находилась бы всего лишь на 20 метров ниже вершины. Строительство должно было продлиться четыре года и обойтись в 10 миллионов франков.
Этот проект, который был предназначен для использования только в период летнего сезона, имел в виду исключительно очень богатых туристов. За обратный билет с них бы требовали 50 франков, в то время как восхождение на вершину Маттерхорна с проводником стоило тогда 100 франков.
Сотрудничество с Гюставом Эйфелем
Анри Голье и Ксавьер Имфельд надеялись этим проектом использовать растущую туристическую популярность Церматта, которая стала результатом открытия Симплонского туннеля и туннеля в регионе Лёчберг, позволявшего открыть прямое сообщение между городами Берн и Бриг.
Их расчет был в целом верен. Ведь после открытия железной дороги Бриг – Висп – Церматт в 1891 году количество туристов в Церматте сразу удвоилось. Панорамные окна в туннеле и герметичный ресторан на высоте четырех тысяч метров наверняка стали бы уникальным туристическим аттракционом.
Оба инициатора дерзкого проекта были заслуженными и известными инженерами. Анри Голье преподавал естественные науки в Цюрихской ВТШ, прежде, чем он начал карьеру профессора минералогии в Лозаннском университете. Кроме того, он был членом научной комиссии по строительству железной дороги на не менее знаменитую швейцарскую горную вершину Юнгфрау (Jungfrau).
Ксавьер Имфельд работал сначала в Федеральном ведомстве национальной топографии (Bundesamt für Landestopographie, сегодня - swisstopo) в пригороде Берна Ваберн (Wabern). С 1890 до 1891 гг. он вместе с Гюставом Эйфелем строил обсерваторию на вершине горы Монблан. Кроме того, он был удачно женат на дочери Александра Сейлера (Alexandre Seiler), известного владельца сети отелей, внесшего большой вклад в продвижение Церматта как международного туристического курорта.
Лобби и святыни
Почему же проект этих инженеров так и не был воплощен в жизнь? Ведь в 1898 году именно в этом регионе была построена и празднично открыта первая в Швейцарии электрическая зубчатая дорога «Gornergrat-Bahn» (она завозила туристов на высоту 3 100 метров).
Однако восемь лет спустя настроение местных жителей изменилось кардинально. Началась целая кампания против строительства дороги на вершину Маттерхорна, - то есть против проекта, который прямиком затрагивал интересы могущественного лобби горных проводников.
Подключились и мощные структуры общешвейцарского масштаба. Организация охраны природных и культурных памятников Швейцарии (Der Schweizer Heimatschutz) и Швейцарский альпийский клуб (Der Schweizerische Alpen-Club - SAC) запустили процедуру сбора подписей против проекта, собрав в общей сложности более 70 тыс. автографов.
Драматург из Фрибура Август Шрёдере (Auguste Schorderet) написал даже пьесу «Le Cervin se défend!» («Маттерхорн защищается!»). Речь в том «шедевре» шла о некоем американском предпринимателе и о французском инженере, которые хотят, де, построить железную дорогу на вершину священной горы. Однако при восхождении на вершину инженер срывается в пропасть и погибает. Мораль всей этой истории – оставьте в покое наши швейцарские святыни!
«Наплыв богатых и состоятельных туристов нанесет ущерб простым нравам местных жителей, которые из-за этого потеряют свою идентичность. Горы – это сокровище трёх миллионов швейцарцев, а не только туристов», - писал ныне подзабытый швейцарский литератор Шарль-Мариус Гос (Charles-Marius Gos).- «Маттерхорн принадлежит всем швейцарцам. Нельзя допустить, чтобы отдельные частные личности превратили этот общий памятник культуры в объект торговли и выколачивания дивидендов».
По мнению этого писателя, проект железной дороги на Маттерхорн не имеет никакого положительного значения для общества. Ведь все те, кто решился бы взойти на вершину пешком, выглядели бы глупо на фоне всех тех туристов, что предпочли с комфортом подняться на нее при помощи железной дороги, - считал Ш.-М. Гос.
Все попытки обоих инженеров продвинуть проект как благотворительное предприятие в пользу тех, кто по состоянию здоровья просто не в состоянии самостоятельно подняться на вершину, потерпели поражение. В итоге на ходатайство относительно строительства дороги была наложена отрицательная резолюция властей. Имфельд и Голье умерли соответственно в 1909 и 1913 гг., так и не реализовав проекта своей мечты.
По материалам swissinfo.ch