Радиоактивные облака, поднимающиеся на корпусами разрушенных реакторов «Фукусима», заставляют общества и правительства всех ведущих стран вновь поднять вопрос будущего ядерной энергии и начать пересмотр своей политики в этой области. По крайней мере, так происходит в Швейцарии. В понедельник 14-го марта министр экологии, транспорта и энергетики Конфедерации Дорис Лойтхард (Doris Leuthard) заявила о приостановке процедуры выдачи разрешений на строительство трех новых АЭС, которые должны были заменить три самые старые атомные станции Швейцарии.
На следующий день Вальтер Штайнманн (Walter Steinmann), директор Федерального ведомства по вопросам энергетики (Bundesamt für Energie - BFE), структурного подразделения ведомства Лойтхард, заявил, что в качестве возможного сценария рассматривается и полный отказ Швейцарии от использования мирного атома. BFE, по словам В. Штайнманна, занимается сейчас пересмотром перспективной программы развития национальной энергетики, принятой в Швейцарии в 2007 г. Новые возможные сценарии развития энергетической индустрии страны предполагается представить на обсуждение через год. На основе этих сценариев и будут затем приниматься политические решения.
Попросту говоря, три вышеупомянутых сценария предлагают три пути: полный отказ от АЭС, действовать дальше так, как будто ничего не произошло, выбрать средний путь одновременного использования АЭС и более активного инвестирования в развитие возобновляемых и экологически чистых источников энергии.
Эффективностью по дефициту...
«Этот путь (отказа от АЭС) должен стать возможным, так как запасы урана тоже не бесконечны. Они могут иссякнуть через 60-100 лет. Поэтому долгосрочная энергетическая перспектива так или иначе предполагает отказ от атомной энергетики»,- говорит Юрг Бури (Jürg Buri), директор швейцарского Энергетического фонда (Schweizerische Energiestiftung), разработавший концепцию «2000-ваттного общества», в интервью порталу SwissInfo.ch.
«Если мы хотим начать поэтапный и упорядоченный отказ от этой рисковой технологии, то тогда нам нужен закон, который определял бы остаточные сроки функционирования имеющихся атомных станций, и который предписывал бы меры по восполнению возникающего энергетического дефицита при помощи возобновляемых источников и на основе повышения степени эффективности использования имеющейся энергии», - считает он.
Однако есть силы, которые еще не готовы к такому столь резкому повороту. «Швейцарская политика в области энергетики вполне разумна, она имеет широкую поддержку в населении. Эту политику пока никто не отменял. Нельзя под влиянием сиюминутных событий бросаться резко менять ее», - считает Андреас Верц (Andreas Werz), пресс-секретарь швейцарского энергетического концерна «Alpiq», одного из самых крупных производителей электричества в стране. Компании «Alpiq» принадлежат АЭС в городах Гёсген (Gösgen) и Лейбштадт (Leibstadt).
Вообще-то эта компания приветствует «новые возобновляемые источники энергии и новые технологии, способствующие повышению эффективности использования электричества и уменьшению энергетических потерь. Однако стратегии, которые могут негативно отразиться на привычном уровне комфорта, и которые предусматривают диктат по отношению к клиенту в плане того, где, когда и в каком количестве ему следует приобретать энергию, изначально не могут считаться удачными. Такие стратегии были бы равнозначны жесткому вмешательству в права и свободы граждан».
Юрг Бури частенько сталкивается с такого рода аргументацией. «Из-за неэффективных приборов и пользовательских технологий сегодня пропадает каждый третий киловатт-час энергии», - возражает он, - «Если бы мы за прошедшие десять лет сделали в области развития возобновляемых источников энергии то, что сделала за это время Германия, то мы уже сейчас могли бы отключить как минимум две из трех самых старых и небольших АЭС без ущерба для энергопотребления».
Временные или постоянные решения?
А что если сделать ставку на газовые станции в случае, если консенсус по поводу того, как заменить три самых старых станции, достигнут не будет? Юрг Бури не возражает против такого решения – если только оно будет рассматриваться как временный выход из положения.
Однако «пока такой вопрос не встает. Потенциал возобновляемых источников у нас в стране велик как на стороне производителей, так и на стороне потребителей. О временных и промежуточных решениях следует начинать думать тогда, когда мы исчерпаем как этот потенциал, так и потенциал, связанный с возможностями уменьшения непроизводительных потерь, или если вдруг мы столкнемся с какой-то неожиданной проблемой. Тогда, в качестве переходного решения, мы могли бы сделать ставку на газ, или на импорт электричества из возобновляемых источников».
При необходимости, Швейцария могла бы получать энергию и из своих зарубежных источников. «Уже скоро настанет момент, когда швейцарские концерны начнут за рубежом производить больше электричества, чем внутри страны. Так что дефицит энергии нам в Швейцарии, слава Богу, не угрожает». Что касается атомной энергетики, то она для Ю. Бури перестала быть разумной опцией.
«После Фукусимы даже речи об этом быть не может. Сейчас как никогда нам нужна стратегия упорядоченного отказа от АЭС и от новых авантюр в этой сфере». Ошибкой является строительство новых станций и с экономической точки зрения. «За эти же деньги мы могли бы ускорить разработки в сфере возобновляемых источников и в области повышения пользовательской эффективности. К тому же мы бы создали дополнительные долговременные рабочие места».
Концерн «Alpiq» тоже говорит о переходе к принципу «устойчивого развития», хотя в это понятие крупнейший производитель ядерного электричества вкладывает несколько иное содержание. «Необходимо сравнить различные способы производства электричества с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, экологичности и промышленной рентабельности и тщательно взвесить все за и против», - отмечает А. Верц. Хотя «последнее слово все равно остается за народом».
СПРАВКА. О ситуации в энергоснабжении Швейцарии
56% всего электричества в Швейцарии вырабатывается ГЭС, 39% - АЭС и остаток – при помощи иных технологий (нефть, газ, биогаз, дерево, солнце, ветер).
В 2020 году в Швейцарии истекают технические сроки действия сразу пяти АЭС. Эти станции производят сейчас до 30 процентов всего потребляемого в стране электричества. И эти проценты необходимо каким-то образом возместить. Энергетическое лобби в Швейцарии намерено сделать это при помощи строительства новых АЭС и станций, вырабатывающих электричество на основе сжигания газа и угля.
Швейцарское «Агентство по возобновляемым источникам энергии и вопросам повышения пользовательской эффективности» («Agentur für erneuerbare Energien und Energieeffizienz») считает, что в период до 2030 г. возобновляемые источники могут дать энергии в объеме от 55 до 75 миллиардов КВт/Ч.
В период с 1960 г. производство электроэнергии в Швейцарии увеличилось в три раза и достигает сегодня 60 миллиардов КВт/Ч в год. Половина электричества, вырабатываемого ГЭС, относится к энергии, получаемых из станций, построенных на проточной воде рек, половина – из плотинных ГЭС (расположены в основном в Альпах). Около 4 процентов электричества в Швейцарии вырабатывается так называемыми гидроаккумулирующими электростанциями (ГАЭС).
Такие станции используют в своей работе либо комплекс генераторов и насосов, либо обратимые гидроэлектроагрегаты, которые способны работать как в режиме генераторов, так и в режиме насосов. Во время ночного провала энергопотребления ГАЭС получает из энергосети дешёвую электроэнергию и расходует её на перекачку воды в верхний резервуар (насосный режим). Во время утреннего и вечернего пиков энергопотребления ГАЭС сбрасывает воду из верхнего резервуара в нижний, вырабатывая при этом дорогую пиковую электроэнергию, которую отдаёт в энергосеть (генераторный режим).
Самые старые АЭС в Швейцарии (Бецнау-I и Бецнау-II, Мюлеберг) вырабатывают вместе в год примерно на 50% меньше энергии, чем станции в Гёсгене и Лейбштадте. Потребление электроэнергии выросло в Швейцарии с 16 миллиардов КВт/Ч в год (1960 г.) до 58 миллиардов (2009 г.). Потребление энергии на душу население выросло в этот же промежуток времени с 3000 до 8000 КВт/Ч в год. В 2009 г. Швейцария импортировала 52 миллиарда КВт/Ч энергии и экспортировала 54,2 миллиарда. Экспортом энергии Швейцария занимается в основном летом, когда после таяния снегов ГЭС находятся на пике нагрузки.