Вандализм, разбрасывание мусора, нарушение правопорядка – не удивительно, что власти в Швейцарии все активнее прибегают к видеонаблюдению за общественными местами. Тем самым они надеются успокоить граждан и припугнуть правонарушителей. Все чаще площади, торговые центры, школы, вокзалы, аэропорты, полигоны для мусора, подземные переходы, общественный транспорт, стадионы и парковки оснащаются системами охраны и видеонаблюдения.
Ограничение прав человека
В соответствии со списком, опубликованным в сети Интернет кантонами Швиц, Обвальден и Нидвальден всего на территории этих трех субъектов федерации установлено 90 камер слежения. «Этим шагом мы хотим создать прозрачность», - подчеркивает Уполномоченный этих кантонов по вопросам защиты информации Жюль Бусслингер (Jules Busslinger), - «Ведь видеонаблюдение является ограничением и вмешательством в права человека и гражданина».
Поэтому, - отмечает Ж. Бусслингер, - граждане должны иметь возможность самостоятельно принимать решение на предмет того, хотят ли они вступать на территорию, находящуюся под наблюдением, или нет. Насколько будет популярной такая практика, введенная тремя кантонами Центральной Швейцарии, покажет время. Пока только кантон Базель-городской решил так же опубликовать места расположения камер.
Никаких цифр
Точных цифр, сколько камер слежения всего находятся в Швейцарии на службе у «Большого брата», не существует, - отмечает Уполномоченный кантона Цюрих по вопросам защиты информации и президент Объединения швейцарских уполномоченных по защите информации (Verband der schweizerischen Datenschutzbeauftragten) Бруно Берисвиль (Bruno Baeriswyl) в интервью порталуswissinfo.ch.
Однако в его кантоне, - Цюрих, - наблюдается тенденция лавинообразного роста числа камер наблюдения, и, по всей видимости, этот феномен действует и на всей территории страны в целом. Количество запросов на предмет правовой экспертизы ходатайств на расположение такого рода камер значительно выросло в последние два-три года, - сообщает Б. Берисвиль.
Если, например, школа или компания по торговле недвижимостью хотят установить такие камеры слежения, то власти исходят при анализе соответствующего ходатайства из принципа «соразмерности и адекватности». Камеры как «ультима рацио» в борьбе против вандализма должны применяться там и тогда, где и когда все остальные меры оказались бессильны (установка решеток, дополнительного освещения и проч.).
Свободен и неуловим…
В Швейцарии каждый гражданин имеет право, находясь в общественных местах, не быть объектом наблюдения со стороны камер слежения, - подчеркивает Б. Берисвиль. И если общественные места все-таки становятся объектами наблюдения, то это должно происходить гласно и открыто. «Для прохожего, который на улице проходит мимо видеокамеры, должно быть совершенно ясно, что данное место находится под наблюдением», - говорит он.
Ведь изначально видеонаблюдение задумывалось и внедрялось в качестве превентивной меры, и поэтому эта мера должна быть однозначно декларирована – при помощи пиктограмм или письменных указаний. Что же касается внешнего вида таких указаний, их величины и дизайна, то в Швейцарии нет на данный счет единого подхода и правовых положений.
Швиц, Обвальден и Нидвальден хотят такой общественной акцией обратить внимание граждан на необходимость и разумность развивать иные превентивные методы охраны правопорядка. Б. Берисвиль особенно подчеркивает именно этот аспект: «Имея информацию о количестве и местах работы камер слежения, граждане сами смогут проанализировать, насколько число камер соответствует принципу соразмерности в отношении к тому или иному общественному месту».
Необходимость получать разрешение
Основой для публикации списка камер слежения кантонами Швиц, Обвальден и Нидвальден стал кантональный Закон о защите информации (Datenschutzgesetz), пересмотренный этими кантонами в 2008 и 2009 гг. В этом законе прописана обязанность общин, желающих установить у себя камеры слежения, информировать об этом кантональные власти и получать на это разрешение.
Однако не все общины, установившие у себя камеры, имеют в своем распоряжении соответствующие Законы о защите информации. Впрочем, даже если такие законы и есть, то они все равно не обеспечивают в данной сфере необходимой меры единообразия, а значит, эффективности – благодарить за это следует знаменитый швейцарский федерализм.
«Пожалуйста, уберите за собой мусор!»
Что Б. Берисвиля волнует особенно, так это технический прогресс, который имеет место и в области систем охраны и видеонаблюдения. Сейчас камера просто снимает происходящее. Однако недалек тот день, когда камеры смогут по одному только поведению наблюдаемых делать выводы об их намерениях, - говорит эксперт.
«Если вы просто идете в гараже к машине – камера не обратит на вас особого внимания. Но если вы подозрительно ходите туда сюда без цели по парковке, то тогда она зафиксирует вас и сравнит ваше изображение с полицейским банком данных, так как вы можете быть автомобильным вором, уже имевшим проблемы с законом. В лучшем случае вас занесут в директорию возможных автомобильных воров – только потому, что ваша жена задержалась у маникюрши…».
И все это – не антиутопия, а то, что может стать реальностью уже очень скоро. Например – в Великобритании. «Там уже сейчас…», - говорит Б. Берисвиль, - «…действуют камеры, способные анализировать социальное поведение человека. Если кто-то, например, даже просто бросил мусор на землю, то камера может объявить тревогу, и потребовать через громкоговоритель от нарушителя прибраться за собой». Но именно эта фантастика и беспокоит его.
«Чрезмерный социальный контроль – это один из самых больших рисков в области электронного наблюдения», - убежден Б. Берисвиль.
Вовсе не чудо-оружие
Но пусть даже камеры смогут анализировать социальное поведение – чудо-оружием в борьбе против преступности они стать не смогут, - считает он. – «В Великобритании активное применение камер слежения привело не к уменьшению преступности, но к ее пространственной реструктуризации. Там где камеры есть – там происходит меньше преступлений, но там, где их нет, преступлений совершается соответственно больше».
Справка. О законодательных основах защиты информации в Швейцарии
Структура швейцарского федерализма приводит к тому, что в Швейцарии существует целый ряд Законов о защите информации на федеральном, кантональном и общинном уровнях.
Федеральный Закон о защите информации (Das Datenschutzgesetz des Bundes) регулирует основы защиты информации для федеральных властей и в частной сфере. Надзор за соблюдением этого закона осуществляет Уполномоченный швейцарского правительства по вопросам защиты информации (der Eidgenössische Datenschutz- und Öffentlichkeitsbeauftragte).
Кантоны разрабатывают, кроме того, для собственного употребления свои Законы о защите информации. И если в одних кантонах установка наблюдательных систем требует получения разрешения, в других кантонах такого разрешения не требуется. Надзор на этом уровне осуществляется кантональными Уполномоченными по вопросам защиты информации.
Общины, прежде всего – города, имеют право издавать свои отдельные законы о защите информации. В некоторых из них вопросы видеонаблюдения регулируются Законами о полиции.