РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



«Суррогатное материнство» - повод для ...


25.03.2011

«Суррогатное материнство» - повод для беспокойства?


На днях беспокойство и озабоченность вызвал репортаж в новостях швейцарского телевидения о том, как одна гражданка кантона Берн 52-х лет привезла с собой из Грузии в Швейцарию ребенка, выношенного для нее суррогатной матерью. Органы опеки, правда, тут же отобрали у нее малыша на том основании, что, мол, старший сын этой гражданки является дважды осужденным сексуальным рецидивистом.

В Швейцарии суррогатное материнство официально запрещено. Однако в таких странах, как Индия или Грузия, существуют целые клиники, специализирующиеся на этом «бизнесе» - ведь там он совершенно легален. Швейцарские власти подчеркивают, что практически невозможно установить, какое количество граждан Конфедерации обходят законы своей страны с целью получить ребенка при помощи зарубежных клиник суррогатного материнства.

Однако известно, что швейцарское посольство в Грузии получило в последнее время уже минимум три официальных запроса из Швейцарии от людей, которые бы хотели воспользоваться услугами специализированных грузинских агентств. Их услуги обходятся относительно недешево. Агентство, услугами которого воспользовалась вышеупомянутая гражданка кантона Берн, предлагает, например, «пакетные решения» стоимостью от 15 до 30 тыс. евро.

Тариф зависит от числа попыток, которые были необходимы для наступления беременности у суррогатной матери. Сама она за свои «услуги» может получить до 9 тыс. евро. Международная клиентура может ангажировать себе в Грузии не только суррогатную мать, но и доноров спермы и яйцеклеток. Достаточно послать СМС с кодовым словом – и потенциальные клиенты получают доступ к списку потенциальных суррогатных матерей, включая их фотографии и детальные биографические данные.

Права суррогатных матерей и их детей

Противники такой практики критикуют то обстоятельство, что в бедных и развивающихся странах у женщин порой просто нет иного способа заработать себе на жизнь. Очень часто суррогатные матери уже имеют собственных детей, которых нужно кормить и ставить на ноги. А для этого нужны деньги.

Грузинские законодательство и судебная практика не предусматривают для суррогатных матерей каких-либо прав по отношению к «заказному» ребенку, в том числе и тогда, когда данная женщина выступает в роли донора яйцеклетки. Грузинские власти выправляют свидетельство о рождении сразу на имя приемных родителей-заказчиков. Законодательства других стран предусматривают необходимость получения от суррогатной матери согласия на усыновление ее ребенка заказчиками из Европы.

Марлен Хофштеттер (Marlène Hofstetter), руководитель секции вопросов усыновления швейцарской гуманитарной организации «Terre des hommes», критикует в интервью порталу swissinfo.ch, что, обходя закон, бесплодные пары из Швейцарии занимаются ни чем иным как беспощадной эксплуатацией женщин, находящихся в сложной финансовой и социальной ситуации.

«Известно, что в утробе закладываются, в том числе, и основы отношений между матерью и ребенком», - говорит М. Хофштеттер, - «Женщина, которая девять месяцев вынашивает плод, не готовясь ментально вступить в тесную связь со своим ребенком, совершает, по сути, намеренное злоупотребление».

Да, такие женщины получают деньги, но их финансовая ситуация все равно кардинально не улучшается. Кроме того, не разъясненным остается вопрос о том, имеет ли ребенок право узнать, кто были его биологические родители, с учетом того, что пары, которые «заказывают» ребенка у суррогатной матери, имеют право не раскрывать перед ней свою идентичность.

«Совершенно не ясно, как в данном случае будет поступать приемные родители», - говорит М. Хофштеттер, - «Расскажут ли они когда-нибудь своему ребенку всю правду»?

Какое гражданство?

Вернемся к вышеупомянутой гражданке кантона Берн. Ей удалось настоять на своем и ее приемному ребенку выдали временный швейцарский паспорт. Однако все равно остается вопрос на предмет того, какое гражданство имеют его биологические родители, - подчеркивает Кора Граф-Гайзер (Cora Graf-Geiser), заместитель директора швейцарского федерального Ведомства по вопросам регистрации актов гражданского состояния (Eidgenössisches Amt für das Zivilstandswesen).

Она указывает так же, что кантональные власти Швейцарии не признают выданных за рубежом свидетельств о рождении при наличии подозрения, что эти свидетельства могут быть фальшивыми, или если нельзя исключать, что они содержат заведомо ложную информацию.

«По закону пары, которые получают за рубежом детей при помощи услуг суррогатной матери, не могут вернуться с ребенком в Швейцарию только потому, что у них на руках находится выданное иностранными властями свидетельство о его рождении», - указывает К. Граф-Гайзер. В Швейцарии действует точно такое же строгое законодательство, как например, и в Германии, а оно недвусмысленно запрещает ввозить в страну детей, полученных в, например, Индии, суррогатным путем.

А вот Тамара Хачапуридзе (Tamara Khachapuridze), директор Центра суррогатного материнства в Грузии, считает, что страны, запрещающие таким детям въезд, нарушают права как детей, так и родителей. «Было уже много случаев, когда детей разделяли с родителями – позор для консульств, которые делают это», - говорит Т. Хачапуридзе в интервью порталу swissinfo.ch.

Размножение под наблюдением

Габриэль де Кандоль (Gabriel de Candolle), президент швейцарского Общества репродуктивной медицины (Schweizerische Gesellschaft für Reproduktionsmedizin) заявляет в интервью порталу swissinfo.ch, что в области «контролируемой репродукции» швейцарское право принадлежит к самым строгим в мире. И это право необходимо смягчить, если только Швейцария хочет и дальше шагать в ногу с современными тенденциями в медицине.

Большим шагом вперед, по его мнению, было бы предоставление женщинам права жертвовать свои яйцеклетки для процессов оплодотворения в пробирке (In-Vitro-Fertilisation - IVF). В настоящее время только мужчинам позволено передавать для целей IVF свою сперму. По мнению Г. де Кандоля, действующее в Швейцарии право просто-таки толкает стерильные пары к тому, чтобы обращаться за рубеж к агентствам суррогатного материнства.

«Сердцем я против такой практики», - говорит Г. де Кандоль, - «Но ситуация неоднозначна. Да, врачи должны лечить болезни. И если 32-35-летняя женщина внезапно становится стерильной из-за раннего наступления менопаузы или из-за последствий химиотерапии, то она получает законное право требовать от медиков помощи. Если же за помощью к суррогатной матери обращается 45-летняя пациентка, яичники которой перестали, в силу возраста, производить яйцеклетки, то в этом случае она должна просто смириться с тем, что ее репродуктивный период завершен».

Справка. О правовом регулировании вопросов суррогатного материнства в Швейцарии

В Швейцарии все формы суррогатного материнства запрещены конституцией. Заключенные за рубежом договоры об оказании услуг суррогатного материнства в Швейцарии властями не признаются. Швейцарские власти не имеют право так же признавать оформленные за рубежом документы, противоречащие швейцарским законам. По словам швейцарского посла в Грузии, «это положение четко касается свидетельств о рождении детей, рожденных суррогатными матерями по заказу швейцарских пар». Поэтому швейцарские консульские представительства за рубежом не имеют права выдавать таким детям паспорта и/или проездные документы.