Тем самым в мировом зачете Швейцария сползла еще ниже. Так, в 2007 году, в рейтинге, составленном авторитетным «Британским советом» (British Council) и аналитическим центром «Migration Integration Policy Group», из 28-ми мест Швейцария занимала 16-ое.
Причинами такого ухудшения швейцарского рейтинга являются ставшие более жесткими стандарты Европейского союза и Совета Европы, к которым Швейцария еще не успела адаптироваться. Из-за этого непосредственные ее соседи (Германия, а так же Италия и Франция) расположились в рейтинге гораздо выше Конфедерации.
Законодательный застой
Нынешний рейтинг был составлен в прошлом году и учитывает изменения в интеграционном и родственном законодательстве, произошедшие в период с 2007 по 2010 г.
Негативно на положении Швейцарии отразилась инициатива правоконсервативной Швейцарской народной партии (Schweizerische Volkspartei) от высылке из страны иностранцев, совершивших серьезные правонарушения. Инициатива в момент создания рейтинга еще не была принята – это случилось позже, в ноябре 2010 г.
Несмотря на имевшиеся в данный промежуток времени законодательные изменения, интеграционная политика Швейцарии все равно была расценена как политика «без существенных изменений». Наибольшие сложности мигранты продолжают испытывать в сфере получения долгосрочных разрешений на проживание, а также в области натурализации и воссоединения семей.
Как и прежде, практически полностью исключена возможность доступа на швейцарский рынок труда для лиц не из стран ЕС/ЕАСТ.
Федерализм как тормоз
В высшей степени негативно оцениваются усилия властей страны по борьбе с различного рода дискриминацией. В отличие от почти всех других стран, упомянутых в рейтинге, в Швейцарии нет никаких законодательно установленных мер помощи жертвам дискриминационных проявлений.
Неудовлетворительное состояние в сфере интеграции связывается так же с системой швейцарского федерализма. В частности, речь идет о «сложных и рестриктивных процедурах натурализации в кантонах, которые неблагоприятно сказываются в целом на интеграции мигрантов». Еще один недостаток заключается в отсутствии в Швейцарии единого подхода к толкованию понятия «интеграция».
Дениз Эфионауи-Мэдер (Denise Efionayi-Mäder), вице-директор Швейцарского форума миграционных и демографических исследований (Schweizerisches Forum für Migrations- und Bevölkerungsstudien) в Университете Невшателя в целом согласна с такими оценками. Именно из этого учебного заведения авторы доклада получали информацию по Швейцарии.
«Доклад в целом передает реальность, пусть даже Швейцарии сложно признаться в том, что она где-то может и не быть лучшей», - отмечает ученый в интервью порталу swissinfo.ch. Весьма заметны в докладе различия между кантонами и языковыми регионами.
На международном уровне Швейцария сейчас все-таки двигается в правильном направлении, что касается реализации новых стандартов интеграции, - отмечает Д. Эфионауи-Мэдер. «Однако существуют конфликты между отдельными кантонами и федеральными властями, в то время как другие кантоны свою интеграционную политику реализуют очень неплохо».
Напомним, что недавно Совет кантонов, малая палата парламента Швейцарии, обсуждал депутатский запрос на предмет создания единых критериев интеграции иностранцев по всей стране. Некоторые кантоны и города, однако, выступили против, указывая, что они не хотели бы, чтобы федеральный центр предписывал им, кому давать гражданство, а кому нет.
Дискриминация была долгое время табу
По словам Д. Эфионауи-Мэдер, до недавнего времени только немногие осмеливались во весь голос говорить о том, что в Швейцарии существует дискриминация мигрантов, например, на рынке труда. «И хотя сегодня многое изменилось, до сих пор довольно сложно вести дискуссию на предмет того, что можно было бы предпринять для улучшения ситуации», - считает она.
Поддержку ученый из Невшателя получает со стороны Кристины Хаузаманн (Christina Hausammann) из неправительственной организации humanrights.ch. «У нас нет ни законов, защищающих от дискриминации пор расовым или этническим признакам, ни положений и инструментов, защищающих от дискриминации на рабочем месте, будь то офис или работа по найму в домашнем хозяйстве».
Есть совершенно общё сформулированные законы, которые на практике практически не действуют, так как пострадавший должен сам собирать доказательства и бесконечно ходить по инстанциям, тратя собственные финансовые средства, - указывает К. Хаузаманн. И по этой причине «Швейцария совершенно справедливо находится на последнем месте в рейтинге».
Экспертная критика
Данные оценки вызвали в Швейцарии ответную критику, и не только со стороны тех, кто выступает за рестриктивную политику по отношению к мигрантам. В докладе оценивается только состояние законодательной деятельности, тогда как для успешной реализации интеграционной политики значительную роль играют и иные факторы.
Такого мнения придерживается, например, Томас Кесслер (Thomas Kessler), автор одной из самых прогрессивных концепций интеграции мигрантов, реализуемой сейчас в кантоне Базель-городской.
Те страны, которые расположены в данном рейтинге гораздо выше Швейцарии, имеют всего лишь символические законы об интеграции, принятые только для того, чтобы улучшить собственный имидж в глазах заграницы. Об этом Т. Кесслер заявил на днях в интервью газете «Tages-Anzeiger».
Швеция как образец
Что делает Швецию образцовой страной с точки зрения интеграции иностранцев. «В Швеции царит общественный консенсус и стремление, предоставить всем равные права и шансы, и это находит свое отражение в законодательстве», - указывает Томас Хаддлстон (Thomas Huddlestone) из британской неправительственной организации «Migration Policy Group», которая выступила одним из главных соавторов рейтинга.
В большинстве стран Европы иностранцы получают немедленный доступ на рынок труда, что дает им возможность привнести свой экономический потенциал в общее развитие страны.
После пяти лет иностранцы получают статус долговременного пребываения. Кроме того, их защищают соответственные законы против дискриминации по этническим или расовым признакам. «В этой сфере Швейцарии есть еще чему поучиться у своих соседей», - указывает Томас Хаддлстон.