swissinfo.ch: В какой степени права человека играют роль в нашей повседневной жизни?
Хелен Келлер (Helen Keller): Влияние прав человека заметно во многих областях человеческой жизни. Возьмем, например, Фукусиму. Собственно атомная электростанция не имеет с правами человека ничего общего. Однако когда выясняется, насколько неэффективно работают власти, и если становится ясно, что тем самым под угрозой находится право на жизнь, то тогда это как раз и есть прямой вопрос соблюдения прав человека. Или, например, если мы посмотрим на революции в арабских странах. Сегодня без таких средств коммуникации, как Facebook или Twitter, право на свободу слова и мнений просто невозможно себе представить. Очень хорошо, что права человека не отлиты в бронзе, и что мы можем всякий раз очень гибко приспосабливать их к новым вызовам и угрозам.
swissinfo.ch: В октябре этого года вы станете одной из 47 судей в Страсбурге. Ваш предшественник Джиорджио Малинверни (Giorgio Malinverni) сказал как-то, что работа эта утомительная и состоит в основном из чтения досье. Что привлекает Вас в такой работе?
Х. К.: Прежде всего, то обстоятельство, что получая на рассмотрение сложные случаи, можно искать и находить новые правовые аспекты реализации фундаментальных прав человека. Многие рутинные нарушения прав, например, затягивание судебного рассмотрения дела, не принадлежат к самым интересным делам. Однако на 30-40 «скучных» дел приходится как минимум одно «выдающееся» дело. И вот как раз тут меня и привлекает возможность открывать новые пути в рамках судопроизводства. Кроме того, когда речь идет о чисто «бумажных» делах, всегда очень интересно дискутировать с коллегами.
swissinfo.ch: Сможете ли Вы и дальше заниматься тем, чем вы занимались до сих пор?
Х. К.: Нет, я должна буду отказаться от всего, что может ограничить мою независимость или украсть время, необходимое для работы в суде. Так, например, я не смогу более быть экспертом. Кроме того, мой мандат члена Комитета ООН по правам человека так же отнимал бы у меня слишком много времени. Следовательно, от него мне тоже придется отказаться. Я смогу в некоторой степени продолжать преподавать, но только в области прав человека, и только в период, когда суд уходит на каникулы.
swissinfo.ch: Пауль Видмер (Paul Widmer), швейцарский посол в Страсбурге, сказал два года назад в интервью swissinfo.ch, что ЕСПЧ того и гляди станет «жертвой собственного успеха». Изменилась ли ситуация за это время, и если да, то как?
Х. К.: Нет, ничего не изменилось! Рассмотрения в суде все еще дожидаются около 140 тыс. исков, и это несмотря на то, что в последние годы эффективность суда возросла невероятно. То есть это означает, что в абсолютных цифрах в год теперь рассматривается гораздо больше исков, чем раньше. Однако число новых исков все равно гораздо выше. Ситуация в самом деле является драматичной, хотя Швейцария, будучи в 2010 г. председателем Совета Европы, много сделала, чтобы изменить положение. Например, в рамках известной Совместной Декларации, принятой в Интерлакене в связи реформой ЕСПЧ, была поднята очень важная тема субсидиарности.
swissinfo.ch: Что Вы понимаете под «субсидиарностью»?
Х. К.: Это означает, что ЕСПЧ и Европейская конвенция по защите прав человека (ЕКПЧ) должны быть самым последним средством, к которым может прибегнуть то или иное лицо в отстаивании своих прав. Государства должны иметь возможность прояснить ситуацию по делу о данном/возможном нарушении прав человека в своих национальных судах. Это означает, разумеется, что национальная система защиты этих прав должна работать безупречно. А это как раз происходит не везде, и прежде всего я имею в виду государства бывшего Восточного блока. Это ведет к тому, что люди в этих государствах сразу же обращаются в ЕСПЧ, так как они не доверяют национальным судам.
swissinfo.ch: И тем не менее: около 140 тыс. исков все еще остаются нерассмотренными. И пока до них дойдет очередь, многих истцов просто уже не будет на свете. Что тут можно было бы сделать?
Х. К.: В рамках последнего раунда реформ суда была введена очень высокая планка. Она дает суду возможность не рассматривать дела, в рамках которых не установлено каких-либо серьезных процессуальных нарушений, или по которым национальные суды уже приняли свои решения. Но закручивать гайки и дальше было бы весьма проблематично, так как ЕСПЧ и так подробно рассматривает только от 5 до 10% поступивших исков. По остальным делам решения принимаются на уровне канцелярии.
swissinfo.ch: Что дал Европейский суд по правам человека европейским народам, - людям и государствам?
Х. К.: Предлагаю остаться в нашей стране. ЕСПЧ уже много раз высказывался по ситуации с правами человека в Швейцарии. Например, что касается прав женщин брать при заключении брака фамилию мужа, или не брать. Швейцария была дважды осуждена, так как действовавшее в этой сфере законодательство не предоставляло женщинам тех же прав, что и мужчинам. Эти решения суда были очень важны с точки зрения обеспечения равноправия женщин. Другая область – это обеспечение прав участников однополых браков. Здесь суд принял в свое время воистину прорывные решения, которые имеют значение не только для Швейцарии, но и для всей Европы. И, наконец, третий пример, которые важен и для Швейцарии, и для всей Европы, это вопрос условий содержания под стражей. Имеют ли право заключенные исповедовать свою религию? Имеют ли они право получать почту и иметь доступ к СМИ? В этой сфере ЕСПЧ также принял очень важные решения, в результате чего условия содержания были во многом улучшены.
swissinfo.ch: Всегда ли прав народ? Этот вопрос о судьбе прямой демократии ставится сейчас в Швейцарии, после проведения известных референдумов, особенно часто.
Х. К.: С точки зрения прав человека, и с позиций швейцарского конституционного права, народ однозначно прав не всегда и не во всем. Все государственные органы, - а к ним я причисляю и «суверена», то есть народ, имеющий право голоса, включая кантоны, - обязаны соблюдать фундаментальные права. Так записано и в конституции Швейцарии. Народ не может, основываясь только на принципе демократического большинства, нарушать фундаментальные права человека. В Страсбурге мы будем вынуждены разбираться со всеми этими сложными вопросами. Так, не решен пока вопрос, связанный с запретом минаретов. Я пока, правда, в свою должность еще не вступила, однако весьма вероятно, что мне придется заняться такого рода случаями. Однако с целью сохранения моей судейской независимости я не имею права говорить что-то еще по данной проблематике.
Хелен Келлер (биографическая справка)
Родилась в 1964 г.
Изучала право в Университете Цюриха.
Учеба в Collége d'Europe в г. Брюгге, Бельгия.
1995 г. – научная командировка в European Law Research Center при Harvard Law School, Кембридж.
До 2002 г. – старший ассистент в Университете Цюриха.
С 1996 г. – консультант при одной из цюрихских адвокатских контор.
2002 г. – защита докторской диссертации в Университете Цюриха.
С 2002 по 2004 г. – полный профессор права в Университете г. Люцерн. Возвращение в Цюрих, преподает общественное и международное (европейское) право.
2008 г. – избрание в Комитет по правам человека ООН.
2009 г. – стажировка при ЕСПЧ в Страсбурге. Руководство научным проектом на тему мирного разрешения конфликтов в суде.
2010 г. – повторное избрание в Комитет по правам человека ООН.
2011 г. – избрание на должность судьи в ЕСПЧ в Страсбурге (начало работы – октябрь 2011 г.).
Хелен Келлер замужем, у нее два сына.