РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Искусство не сердить Китай


27.04.2011

Искусство не сердить Китай


«Ай… кто? Вей Вей? Ни разу не слыхал!». Только примерно половина студентов пекинских вузов знают, кто такой художник Ай Вей Вей, столь знаменитый в последнее время в мире, и что с ним произошло. По крайней мере, таков результат нерепрезентативного опроса, проведенного в китайской столице репортером швейцарского портала swissinfo.ch. «Это все вы виноваты, зарубежные СМИ… Делаете выводы, не зная того, в чем, его собственно, обвиняют», - заявляет, например, одна студентка, изучающая международные отношения.

Молодая пара, - они изучают арабский и английский языки, - высказывается несколько иначе. «Мы безмерно восхищены мужеством Ай Вей Вея. То, что с ним произошло, это ужасно. Он борется за справедливость, а мы… Мы мечтаем о свободе мнений и информации. Запад, к счастью, высказал протест. И мы, несмотря на репрессии, убеждены: будущее принадлежит нам, молодым. Теперь все будет только лучше».

Мир – обеспокоен, Швейцария – сдержана.

Ай Вей Вей (Ai Weiwei) был арестован полицией 3 апреля в аэропорту Пекина и с тех пор о нем ничего не известно. Он намеревался вылететь в Гонконг на встречу со швейцарским коллекционером произведений искусства и бывшим послом Берна в Пекине Ули Зиггом (Ueli Sigg).

Этой встречи так и не произошло, никакой информации о месте пребывания Ай Вей Вея ни у кого нет. А между тем именно этот китайский художник и дизайнер был, вместе со швейцарским архитектурным бюро «Herzog De Meuron» соавтором проекта олимпийского стадиона в китайской столице, прозванного «Птичье гнездо».

Весь мир в тревоге. США и Евросоюз критикуют арест как произвол властей, в то время как Швейцария, отличаясь от всех, заняла довольно сдержанную позицию. На сайте швейцарского МИД (EDA) случай с Ай Вей Веем в качестве отдельного тематического досье не присутствует вообще. Только лишь есть информация о том, что 7 апреля 2011 года швейцарское внешнеполитическое ведомство высказало китайским властям свою «озабоченность» в связи с арестом художника.

И вот в такой напряженной ситуации министр внутренних дел Швейцарии (курирует вопросы социального характера, науки и культуры) Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter) впервые посетил Китай с тем, чтобы «интенсифицировать научное и технологическое сотрудничество между двумя странами». Это очень важный вопрос, так как всем теперь понятно, что будущее создается в настоящее время именно в Китае. Вот что дословно сказал Д. Буркхальтер: «Швейцарское правительство убеждено, что Китай является важнейшим партнером (Швейцарии) в областях, которые особенно важны для нас, и прежде всего, в сфере науки и технологий, но также и экономики».

Свобода лучше, чем несвобода?

И теперь возникает, собственно, говоря, главный вопрос: стоит ли в такой ситуации ссориться с Пекином, нажимая на вопрос прав человека и упоминая ситуацию с Ай Вей Веем?

Швейцарский министр внутренних дел заявляет в этой связи, что «что Швейцария могла бы помочь Китаю осознать значение фундаментальных (политических) свобод». В области науки Швейцария находится в списке мировых лидеров. «Между Китаем и Швейцарией нет, поэтому, разницы в размерах в области науки. Это позволяет нам вести диалог во многих отраслях». Но свою позицию Швейцария могла бы наиболее отчетливо выразить именно в области культуры, - считает Д. Буркхальтер.

Кстати о культуре – в ходе визита в Китай, Д. Буркхальтер имел с ней дело постоянно. Например, во время открытия нового здания научной библиотеки Университета Синьхуа в Пекине. Спроектировал здание знаменитый швейцарский архитектор Марио Ботта (Mario Botta). У него это первый проект в Китае. Второй его проект – отель – возводится сейчас в Шанхае. Присутствовавший на открытии здания библиотеки архитектор выразил свою солидарность с «выдающимся художником Ай Вей Веем» и одобрил его «мужество».

«(Мы) приветствуем все голоса, которые требуют свободы», - заявил он. Позицию и действия китайского художника он сравнил с нравственной и политической позицией таких классиков швейцарской культуры, как Фр. Дюрренматт и Макс Фриш, «которые помогли Швейцарии стать великой (культурной нацией). Глобализация приведет к победе ценностей, которые столь важны для нас».

Тень художника

В тот же день Д. Буркхальтер заявил, что в Китае «вовсе не обязательно, что существует достаточно свободы». Эти слова были произнесены им в момент посещения одной пекинской художественной галереи, которая находится неподалеку от ателье Ай Вей Вея. В этой галерее министр осмотрел выставку «ReGeneration 2», продюсером которой выступил французский музей «Musée de photographie de l'Elysée».

Директор этого музея Сэм Стурш (Sam Stourzé) недвусмысленно произнес слова «тени Ай Вей Вея, которая скользит над всем этим кварталом художников, в котором его, как говорится, каждый камень помнит». Одновременно он подчеркнул цель выставки, а именно, «свободно отобрать и выставить 80 фотографий всех художественных направлений».

Что касается слов Д. Буркхальтера, произнесенных на выставке, то в них присутствовало и словосочетание «свобода мнений». Позже, в связи с данным пекинским художественно-богемным кварталом, и выступая в основном перед западной публикой, министр сказал: «Я не представлял себе, что столкнусь с такой свободой и открытостью и с таким способом художественного самовыражения, но я знаю, что в этой стране многое отнюдь не просто. И нужно признать - мы нуждаемся еще в очень значительном прогрессе».

Под конец министр выразил «обеспокоенность швейцарского народа и швейцарских властей» в связи с арестом Ай Вей Вея, заявив потом об этом официально присутствовавшей представительнице китайских властей Лю Яндон (Liu Yandong). Будучи членом Политбюро ЦК КПК она относится к высшей управленческой элите страны.

«У этого художника запланированы в Швейцарии две выставки. У него тесные связи с нашей страной. У нас высказывают беспокойство в связи с его арестом», - заявил Д. Буркхальтер товарищу Лю Яндон. Каков был ее ответ? «Исключительно в рамках диалога между властями (обеих стран)». А большего нам, видимо, не узнать никогда.

Итоги

Д. Буркхальтер обозначил свой визит в Китай как «успех», который принес «усиление научного и технологического сотрудничества в интересах Швейцарии». Швейцарский министр провел переговоры с китайскими министром образования, министром науки и технологий, а также с вице-министром по вопросам здравоохранения.

Были подписаны две декларации о намерениях – об интенсификации научного и технологического сотрудничества и о начале сотрудничества кантонов Швейцарии и китайских городов в сфере медицины. В сфере образования Китай и Швейцария намерены обсудить возможность подписания в будущем договора о сотрудничестве с тем, чтобы усилить межуниверситетский обмен.