Принадлежащий федеральным властям Швейцарии военно-промышленный концерн Ruag намерен совместно с американской компанией General Atomics, производящей знаменитые беспилотники марки «Predator» («Хищник»), активно сотрудничать с германскими ВВС. Недавно немцы объявили тендер на поставку такого рода летательной техники.
«В случае победы в тендере и начала продаж «дронов» марки «Predator» германскому бундесверу, швейцарский концерн «Ruag» мог бы взять на себя в Германии производство ремонтных, профилактических и модернизационных работ с целью обслуживания этих аппаратов», - заявила пресс-секретарь концерна «Ruag» Кристиана Шнайдер (Christiane Schneider) в интервью немецкоязычному швейцарскому радио DRS.
Напомним, что через свою дочернюю фирму «Ruag» вот уже 40 лет занимается обслуживанием германской военной техники в баварском городе Оберпфаффенхофен (Oberpfaffenhofen).
Возможное участие в военных действиях в Афганистане
Беспилотники «Predator» должны быть поставлены на службу частям разведки германского бундесвера. Управляемый дистанционно аппарат с полезной нагрузкой в 1,7 тонн способен, однако, нести на борту и самые разные системы вооружений, включая ракеты класса «воздух-земля» и бомбы для точечного поражения наземных целей.
«Дроны» этого типа под кодовым обозначением «MQ-9 Reaper» используются сейчас американскими вооруженными силами в боевых действиях против движения Талибан и против боевиков Аль-Кайды в Афганистане.
К. Шнайдер заявила в связи с этим, что «мы сегодня исходим из того, что мы будем иметь дело с разведывательными машинами. Конечно, с технической точки зрения любой «дрон», как и любой автомобиль, может быть переоборудован и переоснащен (для иных целей). Оружие вообще ведь можно сделать из любого легкового автомобиля».
Так или иначе, не исключена возможность, что беспилотники, поставленные Германии, могут потом быть использованы в Афганистане. В настоящее время, как известно, в этой стране размещен ограниченный контингент войск бундесвера.
Seco: все решает мандат ООН
На вопрос портала swissinfo.ch о том, не нарушают ли планируемые концерном «Ruag» сделки швейцарское законодательство, регулирующее экспорт военных материалов и товаров двойного назначения, Симон Плюсс (Simon Plüss), представитель швейцарского федерального Секретариата по вопросам экономики (Seco), ответственного за мониторинг ситуации в области швейцарского военного экспорта, ответил в том смысле, что сначала нужно проверить, идет ли в данном случае речь именно о военных материалах.
«Насколько я знаю, речь идет о ремонте и профилактике беспилотников, которые будут осуществляться концерном «Ruag», в то время как сами «дроны» будут поставляться в Германию из США. Поэтому вполне может быть так, что такого рода услуги со стороны Швейцарии тоже могут быть расценены как военный материал. В любом случае, швейцарский Закон о военных материалах (Kriegsmaterialgesetz) такую комбинацию предусматривает. Особенно этот вопрос будет возникать в том случае, если определенные работы будут производиться в самой Швейцарии, после чего беспилотники будут отправляться обратно в Германию», - указывает С. Плюсс.
Одновременно он подчеркивает, что на данном этапе такого рода рассуждения являются спекулятивными. «Я не знаю точно, в каких рамках будет реализовываться данное сотрудничество. Однако если предположить, что речь пойдет все-таки о военных материалах, то тогда нужно будет внимательно проверить, насколько соблюдаются соответствующие положения Закона о военных материалах».
Как разъяснил С. Плюсс далее, «Федеральный совет в области внутренних или международных конфликтов разработал практику, которая позволяет поставлять военный материал странам, которые ведут военные действия, опираясь на соответствующий мандат ООН, или если эти действия ведутся в согласии со страной, территория которой является ареной этих действий. В случае Афганистана это означает, что если германские вооруженные силы будут применять беспилотники на основании мандата ООН, то тогда такая сделка, как та, что планируется компаниями Ruag и General Atomics, может быть в целом властями Швейцарии одобрена».
Нейтралистские сомнения
Эксперт в области международного права из Университета г. Санкт-Галлен Райнер Швайцер (Rainer J. Schweizer) все равно высказывает сомнения, пусть даже с формальной точки зрения сделка с беспилотниками абсолютно корректна, и прежде всего потому, что Ruag на 100% является собственностью швейцарского государства.
Возможные ремонтные и профилактические работы могут на деле стать логистической поддержкой одной из сторон вооруженного конфликта, такого, как в Афганистане. Об этом он заявил в интервью швейцарскому радио DRS.
«У НАТО есть, с одной стороны, мандат ООН на участие в таком конфликте, однако такого мандата нет у Швейцарии, которая, по идее, должна придерживаться сдержанной нейтральной политики и концентрироваться на мерах по поддержанию мира».
Seco считает, напротив, что аспекты политики швейцарского нейтралитета должны оцениваться и взвешиваться в каждом конкретном случае.
«Однако, по меньшей мере, с точки зрения права я хотел бы подчеркнуть, что пока эта сделка не совершена. Насколько эта сделка, в случае ее заключения, будет соответствовать всем законодательным нормам, так, что она могла бы быть одобрена властями Швейцарии, станет ясно только после того, как с этой целью будет подано соответствующее ходатайство со всеми необходимыми обоснованиями. Такого ходатайства, однако, пока никто не подавал, и пока вообще по этому вопросу ничего не известно», - заявил С. Плюсс в интервью порталу swissinfo.ch.
Эксперт в области политики безопасности в партии швейцарских «Зелёных» Джо Ланг (Jo Lang) отметил в этой связи: «С политической точки зрения эта сделка очень неоднозначна и сомнительна. Ruag – фирма государственная, принадлежащая федеральным властям. Тем самым Швейцария, по меньшей мере косвенно, могла бы стать участником конфликта в Афганистане. И это был бы тем более ошибочный шаг, если учесть, какую миротворческую и гуманитарную миссию могла бы исполнить Швейцария в ближайшем будущем в этой стране».
Если Швейцария и в самом деле намерена в будущем расширить свое миротворческое присутствие в Афганистане, то тогда этот фактор необходимо было бы в любом случае учесть при рассмотрении ходатайства о выдаче концерну «Ruag» разрешения на проведение сделки с беспилотниками», - указывает С. Плюсс из Seco. - «Однако пока по данному вопросу мне ничего не известно».
«Ruag»: в рамках закона
В самом концерне «Ruag» так же понимают, насколько неоднозначна сделка с беспилотными «дронами». При этом там высказывают убеждение, что концерн на все сто процентов находится в рамках закона, не говоря уже о том, что процедура тендера по приобретению беспилотников, объявленного германским правительством, может продлиться еще год, а то и два.
В конце марта 2011 года на ежегодной пресс-конференции концерна, которая прошла в цюрихском районе Орликон, глава «Ruag» Лукас Брауншвайлер (Lukas Braunschweiler) заявил, что сегодня концерн как никогда строго придерживается швейцарского законодательства в области военного экспорта, особенно с учетом революций в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
«Ruag хорошо осознает лежащую на нем ответственность», - заявил он, подчеркнув, что на данный регион мира приходятся только 2% от общего оборота концерна, так что ему пока ни разу еще не приходилось отказываться от «критических проектов».
Референдум о запрете военного экспорта 2009-го года: критика в адрес RUAG
Накануне референдума по народной законодательной инициативе «За запрет экспорта военных материалов» («Für ein Verbot von Kriegsmaterial-Exporten»), автором которой выступила организация «Группа Швейцария без армии» («Gruppe Schweiz ohne Armee» - «GSoA») 29.11.2009 г. в адрес концерна «Ruag» раздавалась жесткая критика.
Тогда Л. Брауншвайлер говорил о том, что данная инициатива угрожает уничтожить две тысячи рабочих мест и вообще подрывает безопасность Швейцарии. Никто в целом не опровергал эти аргументы, а критика была слышна в связи с информацией о том, что глава «Ruag» лично пожертвовал 200 тыс. франков в пользу комитета противников инициативы. Главную роль в этом комитете играли представители швейцарского Союза предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли Swissmem, а так же межотраслевого швейцарского Союза работодателей economiesuisse.
Депутат Национального совета (малая палата парламента) от партийной организации партии «Зелёных» в кантоне Цуг и представитель организации «Группа Швейцария без армии» Джо Ланг заявил тогда, что проблема состоит не в том, что концерн Ruag высказал свое мнение, а в том, что компания, на 100% принадлежащая государству, то есть фактически всему народу Швейцарии, скрыто вмешивается в политическую борьбу накануне референдума на стороне противников инициативы «За запрет экспорта военных материалов»
Справедливости ради следует уточнить, что в лагере противников инициативы мало кто был доволен пожертвованием со стороны концерна Ruag. «Федеральное государственного унитарное предприятие не имеет право участвовать в политической борьбе»,- заявил тогда депутат Национального совета Кристиан Миш (Christian Miesch) от Швейцарской народной партии (SVP).
Непрозрачный экспорт вооружений
Как сообщала газета «Neue Zürcher Zeitung» от 29.04.2011 г. Федеральный совет, правительство Швейцарии, дал 20 апреля 2011 года авиационной компании «Pilatus-Flugzeugwerke» добро на продажу 12-ти военных тренировочных самолетов типа «PC-21» эмирату Катар и двух машин этой марки – Саудовской Аравии.
Курирующий министр экономики Швейцарии Иоганн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann) официально не имел информации на предмет этих поставок. По сведениям газеты, данные о поставках стали известны общественности только потому, что проболтались некоторые эксперты в арабских странах-получателях.
Одновременно компания «Pilatus-Flugzeugwerke» заявила, что готова поставить пять тренировочных самолетов марки «5 PC-7» на общую сумму в 40 миллионов франков Ботсване. Организация «Группа Швейцария без армии» заявила тогда же, что это государство постоянно подвергается международной критике из-за грубейших нарушений прав человека, и, несмотря на тяжелейшую социальную ситуацию, тратит огромные суммы на закупку вооружений.
Швейцарский федеральный Секретариат по вопросам экономики (Seco) одобрил эту сделку, хотя не стал разглашать ее подробностей со ссылкой на служебную тайну.
«Такая практика вызывает недоумение, особенно если учесть, что накануне голосования по инициативе «За запрет экспорта военных материалов» в ноябре 2009 года со всех ответственных постов доносились заверения и обещания на предмет того, что в будущем при заключении такого рода неоднозначных сделок к ним будут подходить более прозрачно и ответственно», - писала тогда NZZ