26 марта: Партийная конференция Христианско-демократической народной партии (Christlich demokratische Volkspartei - CVP) проходит в невзрачном бетонном здании в городе Веттинген (Wettingen), кантон Ааргау. Через полгода Швейцарии предстоит избрать себе новый парламент. В лозунгах и в зале доминирует только одно слово: Фукусима. Главная тема конференции – «общественная безопасность», то есть вопрос том, какое количество полицейских и видеокамер нужно стране – постепенно отходит на второй план.
Председатель партии Кристоф Дарбелле (Christophe Darbellay, на фото) призывает в своей речи к постепенному отказу от атомной энергетики и выступает за поддержку развития возобновляемых источников энергии. Присутствует в зале и его коллега по партии и министр энергетики Дорис Лойтхард (Doris Leuthard). Она предостерегает от «выстрелов с бедра» и от «простых ответов на сложные вопросы».
10 мая: «Нам не следует тешить себя иллюзиями. Швейцария откажется от атомной энергии. Вопрос только – когда и каким образом», - говорит К. Дарбелле в интервью информационному порталу swissinfo.ch. – «Фукусима полностью изменила мир». Председатель не согласен с популярным мнением о том, что в условиях общественного давления его партия совершила в области энергетики конъюнктурный разворот на 180 градусов.
«На самом деле мы в парламенте в последние годы в сфере экологии и устойчивого развития добились гораздо больше других. Мы единственная бюргерская партия, серьезно воспринимающая принцип устойчивого развития», - говорит он. К. Дарбелле вспоминает о «решающей роли» его партии в продвижении федеральной программы реконструкции и санации жилого фонда, в принятии закона о налоговых аспектах выбросов CO2, в поддержке научных исследований в области возобновляемых источников энергии.
«Эти достижения давно уже признаны даже экологическими организациями, однако общественность мало что знает до сих пор о них», - указывает он.
Проблема имиджа
В апреле этого года во время кантональных выборов в Цюрихе и даже там, где, казалось бы, и стены помогают, то есть в Люцерне, партия была вынуждена отдать значительное число голосов в пользу «Зеленых либералов» и «Зелёных». По всей видимости, общественность не воспринимает CVP в качестве экологической партии.
«Мне кажется, определенную роль играют здесь СМИ. У них преобладает склонность к черно-белому видению (мира), - критикует Дарбелле. Поляризация политического ландшафта ведет к тому, -считает он, - что «общественность воспринимает в основном крайние позиции, упуская из виду подходящие решения (находящиеся в центре). В этом состоит наша основная проблема».
Для того чтобы справиться с этой «проблемой» и добиться поставленных политических целей, а именно, набрать осенью 2011 года 17% голосов (2007: 15,4%) Дарбелле намерен дополнительно отточить профиль партии: «Мы должны занять еще более четкие позиции по вопросам экологии и устойчивого развития. Позиция CVP играет важнейшую роль для формирования будущей политики Швейцарии в энергетической сфере. И вот как раз это мы и должны суметь как следует «продать» избирателям».
Мобилизующая тема
Чтобы решить эту дилемму, недавно CVP выступила автором двух законодательных инициатив и в традиционной для себя области семейной политики. Одна из инициатив требует отменить «брачное наказание», то есть налоговые и пенсионные убытки, которые несут женатые пары по сравнению с парами, живущими в гражданском браке. Другая инициатива призывает освободить от налогов детские пособия.
«Мы уверены в том, что при помощи данных тем мы сможем добиться многого. Наши инициативы являются прямым обращением к семьям, кроме того, они содержат много ценного для среднего класса, то есть как раз для того общественного слоя, который в последнее время не ощущает к себе достаточного внимания со стороны политики», - говорит Дарбелле.
К инструменту народной инициативы бюргерская партия демохристиан прибегает в третий раз в своей истории. В 1980-е годы партия потерпела поражение, предложив подвергать призывников, намеренных отправиться на альтернативную службу, специальному экзамену «на чистую совесть». Партии даже не удалось собрать необходимого числа подписей. «Тогда позиции партии были довольны слабы, да и тема была, прямо скажем, не фонтан. Сегодня же у нас есть тема, обладающая значительным мобилизующим потенциалом», - говорит Дарбелле.
Между городом и деревней
Традиционно наиболее сильные позиции CVP имеет в католических деревенских регионах, в то время как в городах партия представлена довольно слабо. Вот уже долгие годы партия пытается привлечь на свою сторону горожан, не определившихся со своими политическими предпочтениями. Однако дело в том, что даже внутри партии эксперты CVP из города и деревни не могут зачастую найти общих подходов по важнейшим вопросам.
Так, например, в январе этого года федеральная советница Дорис Лойтхард представила программу борьбы с перенаселением и «бетонированием» последних зеленых пространств и ареалов в стране. Выдвигая программу «Raumkonzept Schweiz», она предложила перейти к уплотняющей застройке в городах, к ограничению транспортных, автомобильных и пассажирских потоков, сохраняя и развивая при этом сельскохозяйственные и рекреационные зоны. Планирование жилого и промышленного пространства не должно быть отныне делом отдельных общин, необходимо значительно повысить в этой области роль кантональных и федеральных органов власти, - считает Д. Лойтхард.
Однако такого рода планы натолкнулись на сопротивление именно в исконных католических регионах, в частности, в окраинных и горных областях страны. Политики из местных организаций CVP резко критиковали свою собственную федеральную советницу, выступая против смещения фокуса строительного, а значит и в целом делового развития страны с сельских областей на города, называя такой подход «противоречивым» и «непоследовательным».
В защиту Творения
Тот факт, что в рамках одной партии сталкиваются различные интересы и идеи, является совершенно нормальным обстоятельством, - говорит К. Дарбелле. «Нет такой партии, которая не знала бы внутри себя региональных фракций с порой несовпадающими представлениями. Мы являемся народной партией, и мы не отказываемся от этого звания. Наша сила – в разнообразии. Мы не являемся партией промывания мозгов, мы выступаем за сближение и сотрудничество самых разных регионов страны».
Не является для председателя партии противоречием и стремление стать, с одной стороны, прогрессивной экологической партией, а с другой – учитывать интересы консервативных католических регионов. «Наши избиратели в сельских районах очень ранимо относятся к экологической проблематике. Наверное, это в целом имеет отношение с религиозными вопросами божественного Творения. Наш глава парламентской фракции сказал как-то, что защита Творения стоит в программе партии уже более двух тысяч лет. Наши избиратели – вовсе не «божьи одуванчики», но они четко выступают в защиту природы и Творения».
ХДПШ/CVP
Христианско-демократическая Народная партия располагается в центре швейцарского политического спектра.
Она была основана в 1848 году под именем Католическо-консервативной партии (Katholisch-Konservative Partei), будучи рупором швейцарских католиков.
Партия долгое время не была допущена к управлению страной. Первое свое место в правительстве она получила в 1881 году, второе – в 1919 г.
После относительно долго периода стабильности в период с 1919 по 1987 гг. Партия вошла в период кризиса, прежде всего, из-за усиления Швейцарской народной партии (Schweizerische Volkspartei - SVP).
В 1999 году по числу голосов она оказалась на последнем месте среди правительственных партий, а в 2003 году партия потеряла свое второе место в Федеральном совете в пользу представителя от SVP.
По итогам парламентских выборов 2007 года она получила только 14,4% голосов.
В настоящий момент у партии одно место в правительстве, 31 депутат в большой палате парламента и 15 – в малой.