Зарплатный демпинг, приток дешевой рабочей силы из стран Восточной Европы, кризис среднего класса, являющегося экономической опорой Швейцарии. Таковы неблагоприятные сценарии, которые постоянно возникают в связи с темой «свобода перемещения», и которые сейчас в Швейцарии опять находятся в центре внимания общественности, прессы, политиков, экспертов.
Кристина Гажини (Cristina Gaggini), отвечающая за франкоязычную Швейцарию исполнительный директор межотраслевого союза швейцарских работодателей Economiesuisse (в него входят 30 тыс. фирм с 1,5 миллионами работников), полемизирует в интервью порталу swissinfo.ch с самыми часто встречающимися аргументами против дальнейшего развития режима «свободы перемещения».
swissinfo.ch: Экономический рост, базирующийся на иммиграции, является опасным путем развития, считает консервативная и настроенная антиевропейски Швейцарская народная партия (SVP). Что Вы ответите на это?
Кристина Гажини (Cristina Gaggini): Наша позиция диаметрально противоположна. С момента введения режима свободы перемещения в 2002 году рост ВВП Швейцарии заметно ускорился. Тем самым можно установить прямую связь между экономическим ростом, швейцарским благосостоянием и режимом свободы перемещения.
Появилась возможность создавать новые рабочие места, которые, со своей стороны, пополняли налоговую копилку кантонов и федерального центра. С нашей точки зрения, итог действия секторальных договоров между ЕС и Швейцарией весьма позитивен, что указывает на их важность для швейцарской экономики и ее развития.
Причина тут проста: рынок труда Швейцарии слишком мал, и на нем не всегда можно в достаточном количестве найти наиболее востребованных специалистов – инженеров, техников в области здравоохранения, и т.д.
swissinfo.ch: SVP указывает, что режим свободы перемещения и в самом деле привел к созданию дополнительных рабочих мест, однако, прежде всего, в области социальной опеки и здравоохранения, то есть в тех сферах, которые финансируются в основном налогами и страховыми взносами. В частном же секторе реальной экономики количество рабочих мест, напротив, сократилось, особенно в кризисный период с 1990 по 1995 гг. Так ли это?
К.Г.: Абсолютно не так. Промышленность, например, нуждается в инженерах. Каждый год мы проводим опрос среди наших членов. Это компании, которые не имеют ничего общего с государственным или полугосударственным сектором. И каждый год они подтверждают нам, насколько важно для них соглашение о свободе перемещения.
swissinfo.ch: Есть мнение, что главным проигравшим от режима свободы перемещения является рабочий на стройке, который вынужден конкурировать с более дешевыми, но при этом столь же высоко квалифицированными кадрами из-за рубежа, причем принятые правительством «фланкирующие меры», направленные на недопущение зарплатного демпинга, особой эффективности не дают.
К.Г.: В самом деле, последний доклад Государственного секретариата по делам экономики (Seco) указал на имевшие место случаи зарплатного демпинга. Феномен «мнимого предпринимательства» (когда сотрудник берется на работу не как физическое, а как юридическое лицо – прим. ред.) касается, прежде всего, строительной отрасли.
И именно поэтому как Seco, так и другие контрольные органы, внимательно контролируют именно данный сектор экономики, проводя регулярные проверки на местах. Если они вскрывают случай злоупотребления, то тогда на виновных налагается штраф, а в случае повтора такого рода правонарушения может быть принято решение о запрете работать в Швейцарии на срок до пяти лет.
Промышленные круги целиком и полностью поддерживают такие «фланкирующие меры». Для нас очень важно, чтобы существовал эффективный контроль за случаями «зарплатного демпинга». Потому что принцип свободы перемещения не означает для нас сокращения зарплат. Этот принцип не должен подрывать сложившуюся систему заработной платы, не должен снижать ее уровня, так как в противном случае он потеряет в наших глазах всякую легитимность.
swissinfo.ch: Часто приходится слышать аргумент, что, мол, из-за режима свободы перемещения швейцарский средний класс будет вынужден смириться со снижением доходов и с более низким уровнем жизни. А как вы рассматриваете данную ситуацию?
К.Г.: У нас нет никаких данных, которые бы говорили о сокращении уровня доходов, даже при условии инфляции. Конечно, нельзя сказать, что в последние годы доходы людей значительно выросли, но они все-таки развивались скорее по восходящей. Никакой связи я тут не вижу. Так что данный аргумент следует отвергнуть.
swissinfo.ch: Многие говорят, что свобода перемещения насытила рынок труда, отчего стало гораздо сложнее, будучи безработным, снова найти подходящее место, что, в свою очередь, негативно сказывается на жизненной ситуации самых слабых членов общества. Согласны ли вы с этим доводом?
К.Г.: Если мы посмотрим на график, который демонстрирует развитие ситуации с безработицей, то мы увидим, что нам в Швейцарии удалось значительно и очень быстро снизить количество людей, находящихся в поисках работы. Кстати, люди, не имеющие соответствующего уровня образования, всегда находятся в более проигрышных позициях на рынке труда, который, труд, сам по себе становится все более требовательным к технической компетенции людей, и это вне зависимости от того, есть ли режим свободы передвижения, или нет.
Поэтому в области борьбы с безработицей мы, чтобы помочь таким людям, делаем ставку на профессиональную переквалификацию людей и на принцип постоянного обучения. Но здесь, при всем желании, я не вижу никакой прямой связи со свободой перемещения.
РЕЖИМ СВОБОДЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Соглашение о введении режима свободы перемещения, вступившее в силу в 2002 году, является одним из семи соглашений второго пакета секторальных соглашений, подписанных между Швейцарией и тогда еще 15-тью странами-членами Европейского союза.
На начальной стадии режим перемещения регулировался на основе принципа квотирования, который был отменен в 2007 году. Граждане Лихтенштейна, Исландии и Норвегии (ЕАСТ) получили такие же права.
В апреле 2006 года принцип свободы перемещения был распространен на восемь новых стран ЕС из числа государств Восточной Европы (ЕС-8), вступивших в Евросоюз в мае 2004 года.
На начальной стадии режим перемещения со странами ЕС-8 так же регулировался на основе принципа квотирования, который был отменен 1-го мая 2011 года.
Режим свободы перемещения был распространен и на Болгарию и Румынию, которые вступили в ЕС в 2007 году. Квоты по отношению к ним будут отменены в 2016 году.
ДОКЛАД SECO
По данным Швейцарского государственного секретариата по делам экономики (SECO), опубликованным в начале мая текущего года, в 2010 году 38% иностранных фирм, создающих рабочие места в Швейцарии, не соблюдали установленный законодательством Швейцарии минимальный уровень оплаты труда.
Число вскрытых случаев несоблюдения минимального уровня оплаты труда, по сравнению с 2009 годом, значительно увеличилось, указывается в докладе, но это показывает, что «фланкирующие меры» действуют эффективно.
Швейцарское объединение профсоюзов (Schweizerischer Gewerkschaftsbund - SGB) считает, напротив, что данный доклад отражает «тревожную картину того, что реально происходит на швейцарском рынке труда».