Швейцарские военнослужащие находятся в регионе Косово с миротворческой миссией вот уже 12 лет. На днях парламент Швейцарии принял решение продлить миссию Swisscoy еще на три года и временно увеличить ее численность с 220 человек до 300.
Такого рода решение вновь выдвинуло на передний план проблему швейцарского нейтралитета и его эволюции, а так же обоснованности швейцарского присутствия в стране, независимость которой официальный Берн признал одним из первых в мире в 2008 году.
По словам министра обороны Швейцарии Ули Маурера (Ueli Maurer), присутствие в этом регионе международных миротворческих контингентов является залогом стабильности Косово. И в этом министр противоречит своей же собственной правоконсервативной Швейцарской народной партии (SVP), которая резко негативно оценивает присутствие швейцарских военнослужащих за рубежом вообще и в Косово в частности.
Объективно Швейцария получила немалую выгоду от участия контингента Swisscoy в руководимой НАТО международной миротворческой миссии в Косово KFOR. Это участие обогатило швейцарские вооруженные силы бесценным опытом, и весьма расширило их горизонт.
Однако в Швейцарии все громче раздаются вопросы, а настолько ли уж ценна эта миссия, чтобы тратить на нее ежегодно 37,5 миллионов франков? Две швейцарские партии из пяти самых крупных – «Зеленые» на левом фланге и SVP на правом – считают, что такие траты ничем не обоснованы, в том числе и потому, что миссия Swisscoy противоречит принципам швейцарского нейтралитета.
«Эта миссия угрожает стать вечной, и вечно безрезультатной. 31-го декабря 2011 года ее следует прекратить», - заявил во время парламентских дискуссий на эту тему депутат от «народников» Ульрих Шлюер (Ulrich Schlüer).- «Аргумент в том смысле, что эта миссия должна быть продолжена, так как она вносит свой вклад в борьбу с (незаконной) миграцией, должен быть отвергнут, так как в плане борьбы с такой миграцией Swisscoy как раз ничего не предпринимает».
Ранее предупреждение
Другие комментаторы считают, что миссия эта вообще потеряла какой-либо смысл. Швейцарский военный эксперт Альберт Штахель (Albert Stahel) из Университета г. Цюрих считает, что миссия швейцарских подразделений в Косово проблематична хотя бы уже потому, что она почти не имеет никакого отношения к защите сербского меньшинства.
«В самом начале миссии в 1999 году для НАТО, конечно же, было важно иметь в Косово контингент своих войск, поскольку со стороны Сербии тогда исходила постоянная военная угроза. Однако ситуация полностью изменилась. Теперь войска KFOR используются для обеспечения внутренней безопасности, в особенности для защиты сербского меньшинства», - заявил А. Штахель в интервью швейцарскому новостному порталу swissinfo.ch.
При этом конкретно подразделения Swisscoy задействованы там, где почти что нет никаких сербов, - указывает А. Штахель. В настоящее время на юге страны в лагере «Camp Casablanca» недалеко от города Сува Река (Suva Reka) расположены только около 140 мужчин и женщин сербской национальности.
По словам Вальтера Фрика (Walter Frik), официального представителя находящегося в составе швейцарских вооруженных сил аналитического центра «Зарубежные миротворческие миссии» (Kompetenzzentrum "Friedensfördernde Einsätze im Ausland"), военнослужащие Swisscoy выполняют целый ряд возложенных на них функций. Среди них – контроль за оборонительными районами на границе с Сербией на севере Косово.
«Основная идея заключается в поддержке сил KFOR, задача которых состоит в поддержании мира и в реализации своих собственных задач. Эта поддержка выражается, прежде всего, в решении задач логистики. Однако есть и более сложные задачи. К ним относится деятельность четырех «контактных групп» (Verbindungsteams / Liaison Monitoring Teams - LMT), которые проживают непосредственно в общинах и выполняют роль системы раннего предупреждения конфликтов и проблем, с которыми могут столкнуться силы KFOR», - объясняет В. Фрик.
Неустойчивое положение
По мнению экспертов, на севере Косово положение остается непредсказуемым. «Главной головной болью KFOR остается сохранение спокойствия в этом регионе. СМИ не очень часто дают сообщения из этой части страны, так как свободное передвижение журналистов там практически невозможно», - рассказывает А. Штахель.
К всеобщей нестабильности добавляется, по его информации, и проблема организованной преступности, которая распростерла свою щупальца вплоть до высших эшелонов косовской власти.
«(Недавно обнародованный) доклад НАТО «для служебного пользования» четко показал, насколько глубоко укоренена в Косово традиция организованной преступности. Существуют тесные контакты между косовским преступным сообществом в Швейцарии и руководящими чиновниками в самом Косово». В этой связи, - считает А. Штахель, - продолжение миссии Swisscoy не находится в интересах Швейцарии, так как «вместо того, чтобы защищать гражданское население, мы, фактически, защищаем организованную преступность».
В. Фрик придерживается противоположного мнения, указывая, что сохранение мирной обстановки на севере страны служит пользе как раз гражданского населения, а потому находится в интересах Швейцарии. Что же касается организованной преступности, то борьбой с ней занимается отдельная структура, а именно полицейская миссия Евросоюза «Eulex» в составе почти 3 тыс. сотрудников.
«Однако когда миссия «Eulex» сталкивается с проблемами в плане свободного и безопасного передвижения, защищать ее предназначены подразделения KFOR», - добавляет В. Фрик. 12 лет действия миссии Swisscoy он оценивает с положительной стороны, указывая, что именно швейцарские военнослужащие стояли у истоков нового европейского государства, помогая ему не только деньгами, но и личным добровольным трудом.