«Свайные поселения» - это очень интересный объект археологии и культуры. Их остатки, как правило, мало кому видны и доступны. Находятся они, в основном, на дне озер или в песчаных слоях почвы по берегам больших водоемов. И, тем не менее, по мнению ЮНЕСКО, эти поселения относятся к культурному наследию человека, поскольку они наглядно демонстрируют то, как развивался человек на пространстве альпийского культурного региона в период между ранним каменным веком и эпохой бронзы.
Вода и песок швейцарских озер показали себя идеальным средством для консервации поселений, выстроенных из дерева. Поэтому части этого своеобразного «доисторического архива» смогли прекрасно сохраниться до наших дней. Органические материалы, которые использовались далекими предшественниками современных гельветов, - а именно, дерево, кожа, текстиль, кости, даже остатки продуктов питания, - были надежно защищены водой и песком от разрушающего воздействия людей и погоды.
С тех пор, как в 1850-х годах в Швейцарии ученые впервые столкнулись с остатками свайных поселений, удалось достаточно объемно реконструировать жизнь и общество древних крестьян и скотоводов, расселявшихся по берегам озер будущей Швейцарии. Они оказались тем «недостающим звеном», без которого невозможно было достоверно изучить и объяснить то, как произошел переход от доисторического общества охотников и собирателей к первым большим европейским цивилизациям.
Хорошо сохранились
Первые следы античных «свайных поселений» были открыты в 1854 году недалеко от Цюриха, в год, когда уровень воды в озере был особенно низок. Раскопки явили миру тысячи деревянных свай, вбитых глубоко в грунт, а так же огромное количество прекрасно сохранившихся предметов материальной культуры.
Открытие произвело тогда фурор по всей Европе. В последующие годы похожие открытия были сделаны и в других странах альпийского региона. Значение этих открытий означало, во многом, переворот в археологии: если раньше эта наука занималась, в основном, человеческой смертью (захоронениями, оружием, античными военными оборонительными сооружениями), то теперь она получила в свое распоряжение материал для изучения повседневной человеческой жизни в доисторическую эпоху.
В самом начале эпохи «свайных поселений» доминировали, как правило, небольшие деревни, состоявшие из 5-10 домов и с населением около 50 человек. К периоду ранней бронзы поселения состояли уже в среднем из 50 домов, в которых проживало несколько сот человек. Основным источником пропитания выступали сельское хозяйство (в основном - зерновое) и животноводство (разведение коров, овец и свиней). Охота и собирательство сохранялись, но играли уже роль дополнительного источника доходов.
«Свайные поселенцы» были очень умелыми ремесленниками. Об этом говорят найденные при раскопках инструменты из дерева и камня, одежда и обувь из размягченной коры деревьев, керамика, украшения, колеса, лодки-каноэ и первые предметы из металла. При этом до сих пор ученым пока практически ничего не известно о культуре, ритуалах и языке поселенцев.
Национальный миф
Открытие первых свайных поселений привело в Швейцарии к появлению романтического представления о «пращурах-гельветах», живших на воде в домах, построенных на деревянных платформах и соединенных между собой мостами и настилами.
Выставки, картины, календари, школьные учебники и популярные романы не только укрепили этот образ, но и сделали его единственно возможным толкованием процессов, происходивших на территории современной Швейцарии тысячи лет назад. В этих поселениях только недавно основанная (1848 г.) современная Конфедерация пыталась усмотреть общие корни, из которых возникла она сама. Не случайно, что на Всемирной выставке 1867 года в Париже Швейцария была представлена именно картиной с изображением мифологического «свайного поселения».
Однако с тех пор наука накопила новые данные, которые заметно корректируют представления, характерные для середины-конца 19-го века. Стало ясно, что технологию строительства домов на сваях применяли несколько десятков разных племен (до 30-ти), и что видеть в них предшественников современных швейцарцев совершенно некорректно. Кроме того, было доказано, что дома строились не на платформах, и уж тем более не на воде.
«В те времена нынешние озера были куда меньше по площади. Дома, как правило, стояли на берегу или на болотистых участках», - говорит Кристиан Харб (Christian Harb), куратор научного проекта «Palafittes/Pfahlbauten/Свайные поселения»). – «Сваи же защищали дома от наводнений, с учетом того, что тогда, в отличие от современной эпохи, уровень воды в озерах колебался куда сильнее».
Многонациональная кандидатура
В 19-м веке «свайные поселения» использовались Швейцарией в качестве фундамента выстраивания собственной национальной идентичности. Сегодня от такого подхода уже не осталось и следа. Заявка на внесение «поселений» в список наследия ЮНЕСКО была разработана и подана под руководством Швейцарии сразу шестью странами альпийского культурного ареала – кроме Швейцарии это были еще Германия, Австрия, Италия, Словения, Франция. И вот теперь эта заявка была удовлетворена, в авторитетный список будут внесены 111 археологических объектов, из них 56 - на территории Швейцарии.
«В ЮНЕСКО особенно оценили международный характер этой заявки, и не случайно, ведь в своей политике ЮНЕСКО как раз рекомендует странам укреплять их межкультурное взаимодействие», - отмечает Кристиан Харб. – «Наша заявка была одобрена еще и в силу ее уникальности – мало еще где на свете можно отыскать столь хорошо сохранившиеся культурные и археологические объекты, которые, с другой стороны, находясь по большей части под водой, не приводят к взрывообразному росту вредного для природы массового туризма».
Однако без туризма в наши дни обойтись просто невозможно. Поэтому кураторы проекта «Palafittes/Pfahlbauten/Свайные поселения» все-таки надеются на то, что пребывание в списке культурного наследия позволит им реализовать целый ряд проектов, нацеленных именно на привлечение туристов. Речь идет о парках, музеях и выставках, которые должны донести до широкой публики все значение такого явления, как «свайные поселения» в Швейцарии. Тем более что вода озер законсервировала их надолго… Но не на всегда!