В рамках четырехдневного визита швейцарского министра предусмотрено провести консультации с президентом России Дмитрием Медведевым на тему, в частности, состояния переговоров о заключении между Москвой и Берном Договора о свободной торговле, а так же на предмет возможной роли, которую способен занять швейцарский экономический потенциал в рамках заявленной необходимости модернизации России.
Не секрет, что швейцарские предприятия и предприниматели все еще рассматривают Россию в качестве важного рынка – не столь важного, как рынок Китая, но тем не менее. С одной стороны, свою роль играет солидная численность населения (142 миллиона против 7,8 миллиона жителей Швейцарии).
С другой стороны, несмотря на характерные для последнего десятилетия «стабильность» и «подъем», инфраструктура России продолжает стремительно деградировать и разрушаться. И здесь швейцарские «деловики» видят свой шанс. Если, конечно, в который раз заявленная цель модернизации России не останется предвыборной риторикой.
И здесь как нельзя кстати приходятся новые акценты во внешней экономической политике Швейцарии, которая примерно с 2006 г. Особое значение придает развитию отношений со странами воображаемого блока BRIC, куда, кроме Бразилии, Индии и Китая, входит и Россия. Напомним, так же, что в ноябре прошлого года начались переговоры Европейской Ассоциации свободной торговли (EFTA) с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана о заключении договора о свободной торговле.
«Огромный потенциал»
Одним из самых глубоких знатоков российского рынка является швейцарец Урс-Петер Вепфер (Urs-Peter Wepfer), глава консалтинговой и логистической компании «United Machinery», работающей в России с 1999 г. Он убежден, что швейцарские компании могут получить огромные выгоды, обслуживая потребности России в модернизации энергетической индустрии, дорог, портов, вокзалов и т.д.
Кроме того, напомним, что Россия взяла на себя проведение Зимних Олимпийских игр в субтропических Сочи в 2014 году, мирового первенства по хоккею в 2016 году, всемирной Универсиады в Казани в 2013 году, и мирового чемпионата по футболу в 2018 году.
На все это российское руководство выделяет астрономические деньги. Сравниться с ними могут только расходы на армию, при том, что расходы, скажем, на образование, в России продолжают неуклонно сокращаться. Но швейцарских капитанов экономики это не касается. Для них главное, что все эти спортивные проекты требуют огромного технического ноу-хау, которого негде взять в России, но которое в избытке имеется в Швейцарии.
С этим согласен и Урс-Петер Вепфер. «Для иностранных инвесторов и экспортеров в России существует огромный потенциал, поскольку большая часть модернизационных проектов в области инфраструктуры поддерживается в России правительством», - заявил он в интервью порталу swissinfo.ch. Здесь эксперт поскромничал – инновационные проекты и вообще любая модернизация в России возможны ТОЛЬКО под эгидой правительства – но об этом позже!
Прав он в другом: «В России существует огромная потребность в высококачественных технических решениях, будь то оборудование, технологии, компоненты и точная механика в области машиностроения и железнодорожного транспорта». В России весьма востребован и швейцарский опыт в области строительства в похожих топографических и климатических условиях.
Большой Бизнес
В настоящее время в России действуют целый ряд крупных швейцарских компаний. Так, например, на днях швейцарский цементный гигант Holcim намерен открыть в Подмосковье новую фабрику. Фармацевтический концерн Novartis намерен в ближайшие пять лет инвестировать в России до 420 миллионов франков, а швейцарский технологический концерн Sulzer открыл в России предприятие по линии своей дочерней компании Chemtech.
Сам концерн Sulzer, производящий промышленные насосные установки, и другой технологический лидер из Швейцарии, Oerlikon, производящий технологии получения энергии из солнечного света, так же весьма укрепили свои позиции на российском рынке, особенно после того, как акционером этих фирм стал проживающий в Швейцарии российский миллиардер Виктор Вексельберг.
Для того чтобы укрепиться в России, необходимы много времени, упорства и правильная стратегия, - заявил порталу swissinfo.ch Владимир Кузнецов, правая рука Вексельберга в рамках его группы компаний «Ренова» и член правления концерна Sulzer.
«Россия – это огромный рынок, но легкие деньги там на дороге не валяются», - утверждает В. Кузнецов. – «Не следует искать какого-то магического ключа, который откроет вам все двери. Иностранные компании должны очень постараться для того, чтобы стать участниками рынка в России».
Начинать нужно, - считает предприниматель, - с основополагающих вещей, начиная с подходящего персонала, знающего русский язык и обладающего соответствующей квалификацией, заканчивая созданием мощностей, занимающихся продвижением продуктов на рынке и технической и иной поддержкой. Все это правильно, хочется, правда, только указать на то, что, наверное, описание благоприятного инвестиционного и делового климата выглядит как-то иначе.
Проблема коррупции и репрессий против бизнеса
По мнению таких опытных экспертов, как У.-П. Вепфер, новички на российском рынке должны быть готовы инвестировать до полумиллиона франков за два первых года, прежде, чем они смогут дойти до стадии получения прибыли. Но одновременно специалисты советуют, поэтому, всегда иметь наготове план ухода с российского рынка, в случае, если все усилия ни к чему не приведут.
Серьезной причиной такой неудачи, да и в целом фактором, препятствующим развитию как зарубежного, так и отечественного бизнеса в России, является проблема коррупции. Несмотря на все усилия по борьбе с этим злом, в рейтинге организации Transparency International в 2010 году Россия находилась на 154 месте из 178-ми возможных, причем, чем больше число, тем запущеннее проблема коррупции.
Коррупция в России давно из болезни экономики превратилась в саму экономику. И именно поэтому в России выживают только крупные фирмы, которые способны выдержать коррупционную нагрузку (да и то не все – примером чему недавний буквально вопль фирмы «Икея», которую в России просто задавили поборами).
Впрочем, на этом фоне совершенно понятно, почему любая модернизация возможна в России только под эгидой государства и аффилированных с ним структур, которые рассматривают такого рода проекты как свою питательную базу. Не случайно один километр автобана в Европе стоит 3 миллиона евро, а в России – 17.
Другая проблема – давление силовых структур на бизнес в России. На недавней встрече с президентом Дм. Медведевым член президенского совета по развитию гражданского общества экс-судья Конституционного Суда России Тамара Морщакова приводила очень грустные данные о масштабах репрессий против бизнеса:
«Почти 15 процентов людей, занятых в сфере экономической предпринимательской деятельности, подверглись уголовной репрессии или сейчас отбывают уголовные наказания, 17 с лишним процентов предпринимателей готовятся к тому, чтобы покинуть пределы России, 35 процентов обдумывают такие варианты принятия решения для себя».
И дело тут не в том, что российский бизнес как-то по-особому нечестен, а в том, что большая часть этих репрессий — заказные дела. Правоохранительная система России как институт превратилась в коллективного рейдера, занимающегося элементарным отъемом бизнеса, и этот рейдер не просто чувствует свою безнаказанность, а считает себя хозяином в стране.
Защита под крестом
Впрочем, защищенные красным паспортом с крестом, швейцарские предприниматели не теряют надежд. Именно поэтому в делегации министра экономики Швейцарии, которая завтра вылетит в Москву, находятся два десятка ведущих «капитанов» швейцарской экономики.
Во время прошлогоднего визита тогдашнего министра экономики Швейцарии в Россию Дорис Лойтхард российская и швейцарская сторона модернизировали и продлили до 2013 года программу развития экономического сотрудничества. На сей раз швейцарский министр экономики встретится со своей российской коллегой Эльвирой Набиуллиной с целью подписать еще одно заявление о сотрудничестве в рамках экономической модернизации России.
На завершающем этапе визита к министру экономики Швейцарии присоединится министр иностранных дел Конфедерации Мишлин Кальми-Ре (Micheline Calmy-Rey), которая примет участие в переговорах с Дмитрием Медведевым.
СПРАВОЧНО. Торгово-экономические отношения России и Швейцарии.
После периода кризисного спада в 2008 г. взаимная торговля между Москвой и Берном продолжает развиваться в положительном ключе. Экспорт продукции и услуг из Швейцарии в Россию вырос с 2010 г. на 26% до уровня 2,6 миллиарда франков. Импорт из России в Швейцарию составил один миллиард франков (+41%). Прямые инвестиции Швейцарии в Россию составили в конце 2009 г. 6,2 миллиарда франков; швейцарские компании в России создают 75 тыс. рабочих мест.