РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Швейцарские политики в социальных сет...


18.07.2011

Швейцарские политики в социальных сетях


Если бы кто-то захотел «подружиться» с председателем партии швейцарских демохристиан Кристофом Дарбелле (Christophe Darbellay), то добиться этого было бы очень легко. Достаточно завести себе аккаунт в социальной сети Facebook, выйти на страницу этого политика и нажать кнопку «добавить в друзья»/«als Freund hinzufügen», или же нажать «мне нравится»/«Gefällt mir».

Днем позже к вам придет подтверждение, и вы станете одним из его «друзей», или же войдете в число тех, кому он «нравится». Теперь вам будет позволено называть его попросту Кристоф и комментировать фотографии, документирующие разного рода события в его жизни, например, вылазку вместе с детьми в люцернский музей «Verkehrshaus». Замечено, что критической границей в сети Facebook является число 5 000. Тот, у кого число «друзей» достигло этого количества, как правило, оказывается в ситуации довольно устойчивого равновесия – число это не снижается, но и не увеличивается.

Многие из швейцарских политиков уже преодолели данный рубеж или вот-вот сделают это. Среди них – Кристиан Левра (Christian Levrat), Оскар Фрайзингер (Oskar Freysinger), Кристиан Люшер (Christian Lüscher), Кристоф Моргели (Christoph Mörgeli), Паскаль Брудерер (Pascale Bruderer), Натали Рикли (Natalie Rickli), Седрик Вермут (Cédric Wermuth), Филипп Лойтенэггер (Filippo Leutenegger).

Много это, или мало? Это как посмотреть. Например, такая глобально известная персона, как Барак Обама, «нравится» в сети Facebook более чем… 22-м миллионам человек. Президент Франции Николя Саркози «нравится» более чем 444 тыс. человек, президент России Дм. Медведева - более 143 тыс., канцлер Германии Ангела Меркель – примерно 96 тыс.

С другой стороны, ясно, что 22 миллиона «друзей» - эти иллюзия, и что 5 тыс. контактов – это гораздо ближе к реальному количеству реальных связей, которые можно реально использовать, в том числе, и с политическими целями.

Неограниченные возможности общения

Так называемые «социальные СМИ» («Social Media») в Швейцарии развиваются довольно стремительными темпами. Лидерами являются, разумеется, Facebook и Twitter, хотя заметно присутствие и других аналогичных ресурсов, таких, например, как личные вебсайты, блоги, сайт Youtube, коммуникационный сервис Skype и, самая актуальная новинка, социальная сеть Google Plus.

Все эти инструменты теоретически открывают политикам неограниченные возможности общения с народом и избирателями. В самом деле, по данным исследования, проведенного цюрихским коммуникационным агентством «Raum Für Kommunikation», за четыре месяца до федеральных парламентских выборов аккаунт в социальных сетях (прежде всего в сети Facebook) имеют 80% депутатов Национального совета (большой палаты парламента) и около половины парламентариев из малой палаты – Совета кантонов.

Однако из 165-ти депутатов большой палаты, которые точно решили, что пойдут на новые выборы, активно социальными сетями пользуются только 32 человека. Соотношение среди членов малой палаты – только четыре человека из готовых вновь побороться за депутатское кресло. Похожая картина в связи с новостным сервисом Twitter. Аккаунт здесь имеют только 29 депутатов большой палаты, и три – малой! Откровенно говоря – не густо!

Автор вышеупомянутого исследования, политолог и публицист Филипп Коллер (Philipp Koller), указывает, что на своих страничках политики и депутаты довольно часто и подробно излагают собственные взгляды и идеи, информируют об актуальных мероприятиях. Однако открытых дискуссий между политиками, или политиков со своими оппонентами или сторонниками там почти не встречаются. По мнению Коллера, как ни странно, основной политический «ветер перемен» сейчас дует со страниц традиционной прессы.

Она, эта пресса, как раз очень внимательно наблюдает за тем, кто и о чем рассказывает в Facebook и Twitter, сообщая потом об этих событиях на своих страницах более подробно, и там же комментируя их. По мнению ученого, особенно эффективно удается использовать «социальные медиа» тем, кто и без того уже является раскрученным политиком, а так же тем, у кого в распоряжении есть штаб грамотных советников в сфере PR.

Кроме того, не всякая политическая тема годится для распространения через такие каналы, как Facebook и Twitter. На первом месте здесь по эффективности, конечно же, темы скандально-популистского толка. По данным политико-аналитического сайта politnetz.ch самыми популярными в сети Facebook были темы «Безусловный минимальный доход для всех» (50 787 «друзей»), «Швейцарии не место в ЕС» (48 019) и «Все иностранцы, преступившие закон, должны быть высланы (из Швейцарии)» (42 272).

Индивидуальный имидж

Еще одна особенность Швейцарии – политики, как правило, все еще заполняют свои аккаунты сами, не нанимая никаких «литературных негров». Так, например, один из самых молодых политиков страны, «народник» Лукас Райманн (Lukas Reimann, 1982 г/р), хвастался недавно в «Твиттере» своими экзаменационными оценками: «4,5 по предмету Взимание финансовых задолженностей и право, регулирующее процедуру банкротства, 5,5 баллов – по административному праву. Сессия сдана!»

В какой-то степени он прав – в социальных сетях политики воспринимаются, прежде всего, с их человеческой стороны. Поэтому, указывает Филипп Коллер, любому политику и депутату надо в будущем более активно заниматься своими аккаунтами. Это позволяет не только эффективно «продавать» избирателям свои идеи, но и более отчетливо осознавать особенности и проблемы своих сторонников.

Избранная недавно «Miss Social Media» цюрихская депутат Национального совета от партии демохристиан Барбара Шмид-Федерер (Barbara Schmid-Federer) это, как видно, прекрасно понимает. Она обрабатывает и обновляет свои аккаунты в социальных сетях практически ежедневно. Ее соратник по партии Кристоф Дарбелле так же постоянно потчует тех, кому он «нравится» (а таких в сети Facebook пока немного, всего 386 человек) разными интересными новостями.

Недавно, например, он, о ужас, забыл в поезде свой смартфон, а без таких, как говорится, «гаджетов», нынче ну просто никуда! Хорошо, что вечером полицейский нашел этот телефон и возвратил ему. По мнению Ф. Коллера, швейцарские политики далеко еще не исчерпали всего потенциала социальных сетей. Однако переоценивать их значения тоже не стоит, по крайней мере, в этом году предвыборная борьба пока происходит преимущественно офлайн