РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Швейцарские рецепты спасения Европы


22.07.2011

Швейцарские рецепты спасения Европы


В начале июля этого года в статье, опубликованной в приложении к цюрихской газете «Tages Anzeiger», Томас Хельд (Thomas Held), независимый консультант и экономический эксперт, в прошлом директор либерального швейцарского аналитического института «Avenir Suisse», предложил Европе для борьбы с долговым кризисом взять на вооружение швейцарский опыт так называемого Национального финансового взаиморасчета (Nationaler Finanz-Ausgleich - NFA).

В рамках этой системы богатые кантоны помогают менее состоятельным кантонам. Каждый год по каналам NFA перераспределяются около 4,5 миллиардов франков, или примерно один процент всего швейцарского ВВП. Томас Хельд подчеркивает, что характерной и важной особенностью такой системы является ее долговременный и устойчивый характер.

«Для Европы было бы очень важно заменить скороспелые и поспешные попытки спасения стран-должников на последовательную и долговременную политику поддержки структурно слабых членов ЕС», - считает он. Свою идею Т. Хельд иллюстрирует ситуацией в отношениях между кантонами Цюрих и Берн. Никто в Цюрихе даже и рассчитывает на то, что кантон Берн вдруг в один прекрасный день окажется в состоянии серьезного экономического кризиса.

Каждый, кто хоть однажды побывал на просторах кантона Берн, может подтвердить, что выглядит этот регион Швейцарии довольно благополучно. Однако вот уже многие десятилетия Цюрих, богатый населением и структурно развитый кантон, исправно выплачивает Берну щедрое финансовое вспомоществование как региону тоже густонаселенному, но структурно развитому объективно слабее.

Различия Швейцарии и Европы

Андреас Хубер (Andreas Huber), секретарь Конференции кантональных министров финансов (Sekretär der Konferenz der kantonalen Finanzdirektoren - FDK), настроен скептически.

«До тех пор, пока греческое правительство будет испытывать сложности с элементарным сбором налогов, шансы на то, что такая сложная структура, как NFA, заработает так, как надо, будут оставаться довольно призрачными», - считает он. Кроме того, решающую роль в успехе NFA в Швейцарии играют такие факторы, как культурные традиции и менталитет, характер отношений государства и гражданина. Роль этих «мягких факторов» гораздо более значима, нежели это казалось в прошлом, - считает А. Хубер.

«Швейцария, как говорится, не сразу строилась, и происходило это в течение столетий снизу вверх, и эта историческая традиция заложена в генах всех государственных и общественных структур страны. Следует учитывать, что данная система функционирует наравне с едиными федеральными системами страхования по старости и нетрудоспособности (AHV), страхования от безработицы, поддержки сельского хозяйства. Все они так же вносят вклад в поддержку более слабых регионов. Поэтому такой сложный инструмент, как NFA, невозможно просто так изъять из одного исторического и политического контекста и воплотить его в другом, да еще на основе указа сверху», - подчеркивает А. Хубер.

Кроме того, нужно не забывать, что и внутри ЕС совершается постоянное перераспределение средств от сильных стран (в первую очередь от Германии) слабым. Разница же со Швейцарией состоит в том, что единая финансовая политика в Конфедерации дополняется единым экономическим и политическим курсом, чего нет в ЕС, в рамках которого экономика все еще остается делом отдельных стран. А это, собственно, и есть изначальная причина кризиса вокруг евро.

Федеративное государство – да, централизм – нет!

«Сама по себе мысль о том, что швейцарские политические институты могут служить ориентиром при поиске решений европейских проблем, в целом неплоха», - считает экономист Давид Штадельманн (David Stadelmann) из Университета г. Фрибур.

Однако, - указывает он, - нет никакого смысла вводить «швейцарские институты» в рамках централистски устроенных национальных государств Европы. Греция и Португалия сегодня – это одни из наиболее централизованных государств в ЕС, - подчеркивает Д. Штадельманн в интервью порталу swissinfo.ch. А между тем, именно централизм является смертельным ядом для налоговой морали.

По его мнению, дело не в том, что граждане Греции или Португалии сами по себе имеют низкую налоговую мораль. Проблема, скорее, в том, что тотальный централизм ведет к тому, что основные действующие лица и структуры общества (регионы, города, ведомства, фирмы и т.д.) не чувствуют за собой прямой бюджетной ответственности.

А это дает гражданам повод рассматривать уход от налогов в качестве разумной альтернативы, ведущей к минимизации социальных издержек. Всеобщая безответственность и ведет в итоге к росту долгов. Поэтому бюджетную дисциплину на всех уровнях может обеспечить только ясно выраженная и четко прописанная в законах региональная и локальная, в том числе финансовая, самостоятельность и ответственность.

Кстати, это как раз та идея, о которой стоило бы задуматься не только Евросоюзу, но и России.

Централизованные – но слабые

Следует учитывать и другой фактор. Правительства Греции и Португалии вовсе не являются сильными игроками. Скорее, это своего рода «базары, на которых происходит торговля вокруг перераспределения разного рода дотаций», - считает Д. Штадельманн.

Участники политического процесса в этих странах пытаются всеми силами, а главное, в ущерб всеобщему благу, «выбить» из центрального государственного бюджета средства в пользу «своих» регионов. «И никто не считает необходимым озаботиться задачей повышения эффективности и экономности бюджетных расходов в целом», - указывает ученый.

Поэтому «швейцарский рецепт» решения нынешнего кризиса в зоне хождения единой валюты евро заключается во всемерном расширении в таких странах, как Португалия и Греция, локальной финансово-бюджетной самостоятельности и ответственности.

«Однако в рамках ЕС речи об этом не ведется. Дискуссии крутятся в основном вокруг обеспечения большего количества взимаемых налогов и методов сокращения бюджетных расходов. Но при этом очевидно, что любая разумная реформа европейских финансов должна включать в себя расширение бюджетной самостоятельности основных институтов», - убежден Д. Штадельманн.

Швейцарский опыт не учитывается

«По большому счету, швейцарские предложения никто толком не слышит», - анализирует Михаэль Фуст (Michael Fust) из «Нового швейцарского движения за Европу» («Neue Europäische Bewegung Schweiz» - «Nebs»), организации, которая выступает за вступление Конфедерации в Европейский союз.

По его мнению, европейцы вряд ли когда-нибудь вообще начнут серьезно рассматривать швейцарский опыт, накопленный, например, в рамках функционирования системы NFA. «У нас есть хорошие модели, но нет ресурсов для того, чтобы продвинуть их в Европу в качестве реальных политических альтернатив», - сожалеет М. Фуст.

Самый яркий пример – планы введения в Европе инструментов прямой демократии (европейский референдум). «При этом никому в ЕС даже в голову не пришло обратиться за советом к Швейцарии. Но одновременно нужно отдавать себе отчет в следующем. Если бы Европа и в самом деле ввела структуру, похожую на NFA, то Швейцария не могла бы оставаться в стороне. Это просто толкнуло бы ее к Евросоюзу.

Впрочем, это происходит уже сейчас, ведь, как известно, из-за необходимости укреплять свои позиции на внутреннем потребительском рынке ЕС, Швейцария выплачивает взносы в так называемый европейский «Фонд сплочения». Из этого фонда, напомним, финансируются проекты по модернизации инфраструктуры «новых» членов ЕС из числа стран Восточной Европы.