РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Есть ли в Швейцарии «исламское меньши...


28.07.2011

Есть ли в Швейцарии «исламское меньшинство»?


«В последние годы именно СМИ Швейцарии сделали много для того, чтобы представить «исламское меньшинство» в качестве угрозы».

Таков краткий итог исследования, проведенного под эгидой Швейцарского национального фонда поддержки научных исследований (SNF) известными учеными-социологами Патриком Эттингером (Patrik Ettinger) и Куртом Имхофом (Kurt Imhof) из Института исследования проблем общественности и социума при Университете Цюриха («Forschungsbereich Öffentlichkeit und Gesellschaft der Uni Zürich»).

Исследуя сообщения средств массовой информации о войнах и терактах, можно хорошо проследить, как в Швейцарии менялся имидж лиц исламского вероисповедания, - говорят авторы. В последние годы доля клише и слишком вольных обобщений в таких сообщениях росла постоянно, а результатом стало знаменитое голосование о запрете в Швейцарии строительства минаретов.

«Для Швейцарии гораздо большее значение имели сообщения СМИ не о терактах 11-го сентября, а о взрывах в Мадриде и Лондоне, а так же тематика, связанная с карикатурами на Пророка Мухаммеда. Именно на основе такого рода сюжетов в стране укрепилось и выросло представление об исламе как об агрессоре в рамках «столкновения цивилизаций», - рассказал Патрик Эттингер в интервью порталу swissinfo.ch.

«Если брать политические партии, то здесь главную роль сыграла правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP), в меньшей степени - партия Швейцарский демократический союз (Eidgenössische Demokratische Union - EDU). Именно благодаря их пропаганде самые разные по своему этническому происхождению лица исламской веры превратились просто в «мусульман».

Ущемленная идентичность

По мнению авторов исследования, еще одним немаловажным фактором стала в какой-то степени ущемленная идентичность самих «исконных» швейцарцев. Причина – серьезная трансформация среднего класса в Швейцарии под влиянием процессов миграции. Свою роль сыграли и активные общественные дискуссии на тему положения Швейцарии в Европе и мире – это тоже не добавило уверенности швейцарским бюргерам.

«В данном контексте возрастает роль популистских правоконсервативных сил, которые своей пропагандой усиливают эту неуверенность. С другой стороны, эти силы стараются продвинуть в массы новое представление о том, что есть «настоящее швейцарство», причем очень важную роль играет здесь навязываемый гражданам алгоритм отграничения от «инородцев», прежде всего от иностранцев в целом, и от мусульман в частности», - указывает Патрик Эттингер.

При этом усилия как Швейцарии в целом, так и каждого отдельного швейцарца по интеграции мигрантов, остаются партиями и прессой, как правило, не отмеченными.

«Удивительно, но в 1960-е гг., когда в Швейцарию устремилась волна мигрантов из Италии, на полном серьезе высказывались опасения на предмет того, что в, по большей части протестантских городах страны, могут возникнуть католические слои, превосходящие численностью местных жителей. Это очень похоже на нынешние опасения, связанные с «исламизацией» швейцарского общества», - уточняет Патрик Эттингер.

При этом итальянцы в прошлом веке, равно как и мусульмане в веке нынешнем, вовсе не склонны к фундаменталистской трактовке своих религиозных взглядов, - подчеркивает ученый.

Критика со стороны SVP

Генеральный секретарь SVP Мартин Балтиссер (Martin Baltisser) заявил в интервью порталу swissinfo.ch, что он не может с одобрением отнестись к данному исследованию.

«Сообщения СМИ на исламскую тему анализируются в нем в отрыве от реальной ситуации в обществе, и от того, как воспринимают граждане эту проблематику», - заявил он. С точки зрения его партии, такое исследование «вряд ли несет какую-либо пользу», поскольку «реальность выглядит совсем иначе».

«В 1970 г. в Швейцарии проживало только 16 тыс. лиц исламского вероисповедания, в 2010 г. – уже 400 тыс. Поэтому общественные дебаты в стране на эту тему отталкиваются от реальных проблем, таких, как проблема интеграции, соблюдения правопорядка, поведения в семейном кругу, при нахождении в школе, в рамках общения с властями».

Отдельная проблемная зона – это поведение исламских организаций и отдельных представителей этих структур.

По мнению М. Балтиссера, «авторы исследования своеобразно толкуют логику причинно-следственных связей! В любом случае предстоит еще выяснить, кто на кого влияет – сообщения СМИ на общество, или же все-таки само общество генерирует материал для отражения в средствах массовой информации».

Этюды в четно-белых тонах

Представители исламского духовенства в Швейцарии, разумеется, положительно оценивают итоги исследования. Духовный лидер боснийских мусульман в Цюрихе Сакиб Халилович (Sakib Halilovic) указывает, что «проделанная учеными работа кажется вполне серьезной, идущей в верном направлении.

Особенно важным представляется точно подмеченный факт неспособности СМИ осознать разницу между мировым терроризмом с одной стороны, и исламом, а также хорошо интегрированными в Швейцарии мусульманами, с другой стороны».

Для него совершенно непонятно, как можно смешивать мусульман из самых разных стран и самого разного социального статуса. «Проблемой является не собственно ислам сам по себе», - убежден С. Халилович.

«После 11 сентября 2011 г. взгляд на мусульман в целом сильно изменился, и тут авторы исследования совершенно правы», - говорит Яхия Хассан Байва (Yahya Hassan Bajwa), работающая в Цюрихе в Бюро межкультурной коммуникации (Büro für interkulturelle Kommunikation), и являющаяся одновременно членом Большого совета (депутатом парламента) кантона Ааргау.

«Даже мой личный врач не удержался от вопроса о том, не имею ли я какого-либо отношения к терроризму. Политический курс, проводимый SVP, несомненно, внес свой заметный вклад в формирование образа исламского врага. Непосредственным результатом такого курса стала «антиминаретная инициатива», перед голосованием по которой эта партия сознательно распространяла заведомо ложную информацию», - считает Я. Х. Байва.

Особенное недоумение вызывают у нее швейцарские граждане, принявшие, по тем или иным причинам, ислам и которые, как и все новообращенные, выступают с исключительно фундаменталистских позиций, оказывая исламской общине в стране «медвежью услугу». Для прессы же, которая и без того склонна анализировать события в черно-белой палитре, такие люди становятся желанным информационным поводом, - критикует она.