Абсент во все времена имел неоднозначную репутацию, сравнимую, наверное, с репутацией марихуаны. Напитку ставились в вину сильные галлюциногенные свойства, которые могут, де, приводить к сумасшествию.
В Швейцарии запрет на производство абсента был в конце 19-го века даже включен в основной закон, в федеральную конституцию. В ее новой редакции от 2000 г. такого запрета уже не было, но и разрешения на производство абсента тоже не существовало. Официально оно появилось только в 2005 году.
В соседней Франции такое разрешение существовало уже с 1988 года. Правда, абсент продавался там не как «абсент», а как «Boisson spiritueuse aux plantes d'absinthe». В конце же мая 2011 г. пали последние преграды, и теперь французские производители получили право использовать понятие «абсент» для обозначения своей продукции.
Как с шампанским
Однако не все так просто. Еще прошлой осенью группа производителей абсента из швейцарского региона Val-de-Travers (кантон Невшатель) подала в Федеральное ведомство Швейцарии по делам сельского хозяйства (Bundesamt für Landwirtschaft -BLW) ходатайство на предоставление им права законодательно защитить свою продукцию так называемым «защищенным географическим названием» (geschützte geografische Angabe - GGA).
Если BLW примет решение удовлетворить это ходатайство, то тогда, по крайней мере, в границах Швейцарии, «абсентом» сможет называться только напиток, изготовленный производителями из региона Val-de-Travers. И если позже Швейцарии удастся убедить в уникальности этого продукта и Брюссель, то тогда французские конкуренты могут попасть в очень сложную ситуацию.
Сравнить ее можно было бы с ситуацией, в которую в свое время попала швейцарская деревушка Шампань (Champagne) из кантона Во. В 2004 году местным производителям было запрещено помещать название собственной деревни на этикетки, наклеенные на бутылках с их вином. Причина – вмешательство французских производителей шампанского. В 2007 г. их иск был удовлетворен и европейским судом.
Двусторонние контакты
Что касается спора вокруг бренда «абсент», то пока здесь ситуация до такого уровня не дошла. Однако на французской стороне уже царит непонимание.
Так, французский союз производителей спиртных напитков FFS указал, что «подобного рода юридическая защита (швейцарской стороной) бренда «абсент» была бы большой несправедливостью», так как «абсент не есть имя собственное, это родовое понятие, наподобие виски или ликёра». Устанавливать эксклюзивные права собственности на понятие «Absinth» без добавления, например, пояснения «du Val-de-Travers», просто нельзя, - считают французы.
В Швейцарии такое сопротивление так же наталкивается на недопонимание. Здесь считают, что «защищенное географическое название» не должно ограничиваться швейцарскими национальными рубежами. Но для этого производители полынного напитка из обеих стран должны сесть за стол переговоров и заключить, как говорится, конвенцию, в который были бы закреплены общие стандарты производства.
Однако большинство французских производителей абсента занимаются своим производством на довольно большом удалении от швейцарской границы. И им не совсем понятно, при чем тут вообще Швейцария.