РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Сияющая вершина Jungfrau


02.08.2011

Сияющая вершина Jungfrau


«Юнгфрау совершенна, более красивой горы я в своей жизни не видел». Это слова Роланда Урбана (Roland Urban), которому скоро уже исполнится 90 лет. Всю жизнь он прожил в городке Гриндельвальд, сегодня, наверное, известном во всем мире именно благодаря этой горе. Р. Урбан был на вершине не менее четырехсот раз.

«Иногда даже два раза в день», - говорит он, - «Утром, бывало, часа в четыре, начнешь, добираешься, потом вниз, к гостям, которые прибывают на первом поезде и вместе с ними – опять на вершину». Когда погода хорошая, добраться на самый верх практически может любой, но вот когда начинается снегопад, ветер или возникает гололед… Тогда и здесь может стать очень неуютно.

Тони фон Алльмен (Toni von Allmen, 48), фермер и проводник, с ним согласен. Будучи заместителем директора региональной спасательной службы SAC Lauterbrunnen, он прекрасно знает, что капризный характер «девственницы» (а слово «Jungfrau» с немецкого переводится именно так) нельзя недооценивать.

«Она – наша домашняя гора. Но мы знаем, что каждый подъем на вершину – это нечто уникальное. С одной стороны – вроде бы ничего сложного, но с другой – легкой прогулкой это тоже назвать нельзя»

«Поход в незнаемое»

Достижение тех, кто 200 лет назад впервые покорил эту вершину, фон Алльмен оценивает с огромным уважением.

Этот «поход в незнаемое», совершенный двумя гражданами кантона Ааргау Иоганном Рудольфом (Johann Rudolf) и Иеронимом Майером (Hieronymus Meyer) в сопровождении охотников из кантона Вале по фамилии Бортис (Bortis) и Фолькер (Volker), был просто «настоящим подвигом», с учетом их весьма скромного снаряжения и отсутствия средств навигации.

Следует учитывать, говорит фон Алльмен, что 200 лет, да даже еще 30 лет назад, в горах лежало гораздо больше снега, и расселины в глетчерах не были такой проблемой, как сейчас. Так или иначе, с тех пор на вершине Юнгфрау побывало уже несметное количество людей, и многие – не по одному разу.

Говорят, что легендарный проводник из Гриндельвальда Фриц Штёри (Fritz Steuri, 1879–1950) побывал на самом верху 1 139 раз. Роланд Урбан считает этот показатель вполне реалистичным. Впрочем, он уверен, что схожими достижениями могут похвастаться многие проводники этого региона.

«Притягательность Юнгфрау, - будь она одна, или в составе знаменитой тройки вершин Эйгер-Мёнх-Юнгфрау, - столь велика, что этот горный массив давно уже стал уже своего рода визитной карточкой страны», - подчеркивает Р. Урбан. - «Я много где побывал за свою жизнь, но ничего похожего не видал еще ни разу…».

Поэтическую красоту региона испытали на себе многие философы, поэты, художники, например, классик швейцарской живописи Фердинанд Ходлер (Ferdinand Hodler). «Столь удавшиеся группы образовывали раньше только античные боги», - писал швейцарский публицист и автор Ойген Рамбер (Eugène Rambert) в 1889 г.

Уникальный «dramatic landscape»

Столетие спустя, рекомендуя ЮНЕСКО включить в список мирового культурного наследия гору Юнгфару, правительство Швейцарии выражалось хотя и более сухо и по-деловому, но при этом совершенно в том же духе.

Северная сторона массива Эйгер, Мёнх и Юнгфрау, поднимаясь из долины огромной стеной сразу на 4 тыс. метров вверх, образует «уникальный по своему драматизму ландшафт, который вот уже многие десятилетия поражает гостей региона и бросает вызов целым поколениям альпинистов». ЮНЕСКО возражать не стал и включил этот самый «dramatic landscape» в свой список 13 декабря 2001 г.

Петер Бруннер (Peter Brunner), автор великолепной книги «Jungfrau, 200 Jahre Jungfraugipfel», говорит об особой изысканной благородности горы Юнгфрау, которая, казалось, была создана на основе великого правила «золотого сечения». «Многие горы светят отраженным светом – гора Юнгфрау сияет словно изнутри себя самой», - пишет автор.

Девственная нетронутость и чистая пропорциональность, наверное, и послужили причиной того, что гора, впервые упомянутая в 1557 г. картографом и врачом Томасом Шепфом (Thomas Schöpf), получила имя «Jungfrau».