РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Швейцария и бизнес: русские пришли!


04.08.2011

Швейцария и бизнес: русские пришли!


По информации Регулы Шпалингер (Regula Spalinger), знатока российской деловой активности в Швейцарии из коммуникационной платформы Ost-West, большинство компаний из России концентрируются на торговле сырьем и энергоносителями. Не секрет, что три четверти всего нефтяного и сырьевого экспорта из России обрабатывается в Швейцарии, а точнее, прежде всего, в кантонах Женева и Цуг.

Из «исконно российских» компаний сырьевого профиля, присутствующих в Швейцарии, самыми крупными являются государственные концерны Rosneft и Bashneft. К ним следует прибавить и транснациональную корпорацию с российским участием TNK-BP. Однако на улицах Цюриха, Цуга и Женевы им все чаще встречаются коллеги-россияне из других отраслей, намеренных так же укрепиться в Швейцарии.

Имеются в виду, прежде всего, такие отрасли, как финансовые услуги, недвижимость, туризм, перерабатывающая индустрия, - отмечает Р. Шпалингер в интервью порталу swissinfo.ch. - «За последние пять лет мы наблюдаем фактически удвоение степени активности российского бизнеса в Швейцарии».

Модернизационный импульс

Точных цифр, однако, никто не знает! Вернее, или знать не хочет, как федеральные органы власти, которые не ведут никакой статистики на этот счет, или знает, но не говорит, как правительства кантонов, которые упорно отказываются информировать общественность на предмет того, сколько и каких компаний из России зарегистрированы в сфере их юрисдикции.

Однако имеющаяся у платформы Ost-West информация дает возможность сделать оценочный анализ, из которого следует, что наибольшее число российских компаний сосредоточено в Женеве (70), затем следуют кантоны Во, Цуг и Цюрих.

В списках Ost-West присутствуют и два крупных швейцарских технологических концерна Sulzer и Oerlikon, которые вот уже несколько лет находятся в руках российского инвестиционного холдинга Renova.

Как раз тот факт, что швейцарские производители современных технологий находятся в российских руках, не является случайностью. Такого рода технологии были бы весьма кстати в случае, если бы в России по-настоящему начались процессы промышленной и инфраструктурной модернизации.

А такая модернизация стране более чем необходима – инфраструктура России стремительно приходит в упадок, зависимость от нефти и газа становится критическим фактором (наряду с отсутствием политических реформ), препятствующим развитию общества и экономики.

Как раз недавно, в ходе визита министров иностранных дел и экономики Швейцарии в Россию между двумя странами был подписан документ, который позволит Швейцарии принимать активное участие в процессах российской модернизации. Впрочем, швейцарцы, как всегда, осторожны, и намерены пока подождать проведения в России парламентских и президентских выборов.

«Все большее количество российских фирм открывают свои отделения в Швейцарии с целью наладить трансфер швейцарской технологии в Россию», - говорит Р. Шпалингер. Однако не меньшее количество компаний концентрируется на импорте в Россию готовых машин и оборудования швейцарского производства.

Это, например, такие компании, как EIT Export Industrial Technology в Невшателе, Erapa в г. Фолькетсвиль (Volketswil), что в кантоне Цюрих, или Eurochem Trading и Cronos Im-Ex в кантоне Цуг.

Величина имеет значение

Проблема, однако, в том, что, несмотря на всю привлекательность продукции Made in Switzerland швейцарский рынок остается слишком узким для того, чтобы пробудить серьезный интерес со стороны российского бизнеса.

Таково мнение Вальтера Фечерина (Walter Fetscherin) бывшего посла Швейцарии в России, а сегодня – руководителя объединенной Торговой палаты, представляющей деловые интересы Швейцарии, России и других бывших советских республик.

«Кроме холдинга Renova мало кто из российских компаний занимается прямыми инвестициями в промышленный сектор Швейцарии», - считает В. Фечерин в интервью порталу swissinfo.ch.

Что касается реальной экономики, то российский, прежде всего сырьевой, бизнес концентрируется на таких больших и значимых рынках, как Германия, которая в состоянии обеспечивать России серьезные преимущества в торговле энергоносителями.

«Большинство швейцарских фирм слишком малы для нынешней стадии, на которой находится процесс модернизации российской экономики. Однако я почти уверен, что в ближайшем будущем российские компании продолжат открывать для себя продукцию «нишевого» характера из Швейцарии», - говорит В. Фечерин.

Гораздо более активны россияне в таких секторах, как недвижимость и туризм. По словам Р. Шпалингер, все большее количество инвесторов начинает обращать свое внимание, например, на высококлассные, но небольшие, швейцарские медицинские клиники, которые отлично годятся для выстраивания индустрии «оздоровительного туризма».

Русские пришли

То, что число российских фирм в Швейцарии растет – факт неоспоримый. Однако на предмет того, каковы реальные объемы российских инвестиций в экономику Конфедерации и каково количество созданных рабочих мест, никакой ясности нет.

Нет информации (что не удивительно) и относительно количества «фирм-почтовых ящиков», которые номинально используют регистрацию в Швейцарии по налоговым соображениям, то есть – с целью ухода от налогов.

В целом можно сказать, что интерес российского бизнеса к собственно Швейцарии весьма невелик (что хорошо видно по безлюдным офисам этих компаний в стране).

Скорее всего, Швейцария используется ими и теми, кто стоит за компаниями, в своих собственных целях, главная из которых – создание себе «надежного порта», в котором можно было бы спасти свои активы от, мягко говоря, неблагоприятного делового климата в России.

В Швейцарии эти активы имеют политическую и правовую стабильность, налоговую прозрачность, гарантии прав собственности – то есть все то, чего нет, и пока не предвидится, в России.

Крайне невелико и количество русскоязычных, проживающих в Швейцарии – оно едва достигает, по последним данным, 10-ти тыс. человек. По сравнению с диаспорами немцев, итальянцев, англичан, французов и американцев, каждая из которых насчитывает десятки, а то и сотни тысяч человек, это практически исчезающе мало.

Как Р. Шпалингер, так и В. Фечерин убеждены, тем не менее, в положительных перспективах российско-швейцарского экономического сотрудничества. Они уверены, что количество компаний из России, принявших решение осесть в Швейцарии, будет только возрастать.