РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



«…Швейцария действует слишком скромн...


15.08.2011

«…Швейцария действует слишком скромно…»


Современной швейцарской дипломатии не хватает терпения и настойчивости. Такого мнения придерживается Франц Бланкар (Franz Blankart), бывший статс-секретарь ныне уже не существующего Федерального ведомства по вопросам внешнеэкономической деятельности (Bundesamt für Aussenwirtschaft - Bawi).

Чтобы найти решения таких сложных проблем, с какими Швейцария сталкивается, например, в отношениях с ЕС или США, официальный Берн должен использовать «тонкую, но настырную дипломатию». Сам Ф. Бланкар знает, о чем говорит: в свое время он вел переговоры о возможном присоединении Швейцарии к европейскому экономическому пространству (EWR). Этот проект, как известно, потерпел поражение в 1992 году из-за отрицательной позиции швейцарского народа.

«Ведя переговоры, нужно не стесняться иногда, что называется, стукнуть кулаком по столу, встать из-за него и уйти домой. Кроме того, никогда нельзя попадать в ситуацию нехватки времени», - указывает дипломат.

С его точки зрения, действия Швейцарии в рамках кризиса вокруг банка UBS были ошибочны. «Нельзя ни в коем случае предавать клиентов, которые оказали тебе доверие. Совсем иное дело – поменять законодательство так, чтобы открывать в Швейцарии «черные счета» стало бы невыгодно».

Требуются профессиональные переговорщики

Существуют в швейцарской дипломатии и организационные недочеты. «Необходимо сделать так, чтобы с нашей стороны за столом переговоров с ЕС сидели только профессиональные переговорщики. Сегодня это условие выполняется, мягко говоря, далеко не всегда», - говорит Ф. Бланкар.

Конечно, - отмечает он, - в Швейцарии нет недостатка в толковых специалистах. Это и Михаэль Амбюль (Michael Ambühl), шеф Государственного секретариата по международным финансовым вопросам (Staatssekretariat für internationale Finanzfragen), и посол Анри Гета (Henri Gétaz), руководитель Интеграционного бюро Швейцария-ЕС (Integrationsbüro Schweiz-EU), подразделения швейцарского МИД, курирующего вопросы отношений Берна и Брюсселя.

Однако нередки случаи, когда «в переговорах с ЕС принимают участие федеральные чиновники, не имеющие ни соответствующего дара, ни опыта, ни информации», -критикует Ф. Бланкар.

Томас Борер (Thomas Borer), бывший посол Швейцарии в Берлине и бывший же советник проживающего в Конфедерации российского инвестора В. Вексельберга, видит основную проблему в том, что швейцарское правительство, - состоящий из семи равноправных министров Федеральный совет, - не считает необходимым проводить ясную внешнеполитическую стратегию.

«Именно поэтому Швейцария часто умудряется просто-таки «просыпать» важные события, не принимать профилактических мер, и в целом, именно поэтому она не способна обеспечить устойчивого продвижения швейцарских интересов на международной арене».

Кроме того, Швейцария, по мнению Т. Борера, не только слишком «скромно» действует в мире, но и почему-то отказывается использовать «свои собственные козыри». В качестве примера он приводит одну из самых сложных и «долгоиграющих» проблем в отношениях Берна и Берлина – проблему режима подлета к аэропорту Цюрих/Клотен.

Из-за того, что все основные маршруты подлета к швейцарскому аэропорту находились над германской территорией, правительство ФРГ приняло в 2003 году решение ограничить число подлетов к Цюриху с немецкой стороны до 80 тыс. в год.

Это означает, что все рейсы, выходящие за рамки этой квоты, должны снижаться над территорией Швейцарии, что очень не нравится жителям общин, расположенных вокруг аэропорта – из-за постоянного грохота двигателей здесь уже заметно упала стоимость недвижимости.

А между тем, указывает Т. Борер, «аэропорт Цюриха на 75% используется именно германскими перевозчиками. И вот в этой ситуации мы были не в силах добиться выгодного для нас режима подлета! И это притом, что имелось сразу несколько рычагов, с помощью которых мы могли бы оказать на Германию заметное давление.

Это и нарушение ФРГ своих обязательств по вводу в строй подъездных путей к системе скоростных трансальпийских дорог NEAT! Это и стремление Германии как можно скорее заключить с Берном обновленный договор об избежании двойного налогообложения, который помог бы решить столь болезненную для Берлина проблему уклонения от уплаты налогов! Есть еще и проблема «малой приграничной торговли»!

Вывод, который делает Т. Борер, неутешителен: «Швейцарская дипломатия не в состоянии в настоящее время выступать с жестких позиций. Она неверно реагирует на кризисы, ее позиции на международной арене нельзя назвать оптимальными».

«Комплекс неполноценности»

Есть тут и еще один аспект, - указывает он. «Швейцария страдает от комплекса неполноценности. Нам со школьной скамьи вдалбливают в голову тезис о том, что, мол, Швейцария страна маленькая, и хата наша, потому, тоже с краю. Однако по всем показателям мы находимся в двадцатке самых влиятельных государств мира.

Неверно и мнение, что США и ЕС изначально имеют, де, по сравнению со Швейцарией лучшие карты. Если взять Евросоюз, то он состоит из 28-ми государств. Монолитного единства здесь не наблюдается, поэтому у Берна есть все шансы искать и находить внутри ЕС выгодные для себя альянсы.

Что касается США, то, имей Швейцария хороших лоббистов, она могла бы оказать существенное влияние на позиции и наших заокеанских партнеров. Наконец, Швейцария могла бы опираться и на других союзников, таких как Китай, и даже, может быть, Россия».

И, тем не менее, основную проблему Т. Борер видит в правительственной системе страны. «Швейцарское правительство не создано для работы в кризисных ситуациях, а потому оно не в состоянии принимать профилактические меры.

То, что давление на швейцарскую банковскую тайну будет возрастать, стало ясно уже 10-12 лет назад. Именно тогда следовало бы в превентивном порядке принимать соответствующие меры, искать себе союзников в мире, начинать с ними переговоры, запускать информационно-пропагандистские программы».

«У Швейцарии нет покровителя»

«В последние десять лет внешнеполитическое положение Швейцарии в целом не улучшилось», - дипломатично формулирует Франц фон Дэникен (Franz von Däniken), влиятельный чиновник, бывший статс-секретарь швейцарского внешнеполитического ведомства. Напомним, что с именем Ф. фон Дэникена связан процесс переговоров и подписания второго пакета секторальных (билатеральных) соглашений Швейцарии с Евросоюзом (Bilateralen II).

По его словам, «еще в 2000 году в стране царила совсем иная атмосфера, это была атмосфера внешнеполитического прорыва». Тогда народ одобрил Bilateralen II на референдуме, согласился с вступлением в ООН, парламент впервые в истории дал зеленый свет проведению зарубежных миротворческих миссий. Спустя десять лет ситуация изменилась, на первое место вышли финансовые проблемы.

«В качестве мирового финансового центра Швейцария не имеет в мире ни одного влиятельного покровителя-союзника», - констатирует Ф. фон Дэникен. Федеральный совет и пресса, по его мнению, переоценили тот факт, что в вопросах банковской тайны такие страны ЕС, как Люксембург и Австрия, поддержали Берн.

«Эти страны имеют слишком мало веса для того, чтобы защитить даже свои собственные позиции. Поэтому в отношениях с США и ЕС Швейцария вынуждена держать оборону в одиночку». В рамках европейского досье «Швейцарии не хватает смелых и перспективных идей. Что касается Соединенных Штатов, то тут, увы, ничего не остается, как заняться ограничением уже имеющегося ущерба», - убежден Ф. фон Дэникен.

«Представители стран-членов ЕС контактируют между собой, например, почти каждую неделю. Швейцария не участвует в этих консультациях, а потому ее отношения с ЕС отличаются заметной отчужденностью…», - считает Ф. фон Дэникен. Тем самым причину определенной дипломатической стагнации он усматривает в «стороннем положении» Швейцарии, которая, в частности, не является членом ЕС, НАТО, «Большой Восьмерки», «Большой Двадцатки» и других важных структур многосторонней дипломатии.