Производя неограниченные валютные интервенции, глава швейцарского ЦБ Филипп Хильдебранд (Philipp Hildebrand) хочет не допустить дальнейшего укрепления швейцарского франка. Тем самым он надеется усложнить жизнь валютным спекулянтам, делавшим в последние недели ставку на дальнейшее падение евро.
До недавнего времени спекулянты могли весьма обоснованно рассчитывать на то, что новый этап развития европейского долгового кризиса или неблагоприятные вести из-за океана придадут инвестором дополнительный импульс в плане бегства в немногочисленные оставшиеся «надежные гавани».
Одним из таких убежищ для инвесторов являлся пока швейцарский франк, что привело к его непропорциональному и весьма для швейцарской экономики вредному укреплению. Рост курса франка помогал спекулянтам продавать ранее приобретенные франки с большой для себя прибылью.
Напомним, что 9-го августа франк фактически сравнялся по стоимости с евро, то есть наступило состояние их паритета. А между тем в начале 2010 года один швейцарский франк стоил всего лишь 68 евро-центов, что означает рост обменного курса на 30 процентов.
На сигнал SNB рынок прореагировал соответственно: после обнародования информации об установленном валютном коридоре, курс устремился от 1,10 до 1,20 франка за евро.
Правительство довольно
Министр экономики Швейцарии Иоганн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann) приветствовал решение ЦБ и подчеркнул, что Федеральный совет, правительство Швейцарии, целиком и полностью поддерживает меры по борьбе с сильным франком.
«Я чрезвычайно доволен тем, что этот шаг был сделан», - заявил министр в интервью сразу нескольким швейцарским радиостанциям. По его мнению, этот шаг принесет «облегчение для экономики и большую степень уверенности, так как компании теперь будут знать, с основой на какие финансовые данные они могут вести свое планирование». Министр подчеркнул так же важное психологическое значение предпринятых шагов.
Он признал, что даже на уровне 1,20 франков за евро швейцарская валюта остается переоцененной, однако решение ЦБ установить этот показатель в качестве предельной границы обменного курса «является на данный момент совершенно правильным».
Жесткий тон
Руководство ЦБ Швейцарии отказалось от сдержанности не только в содержательном смысле своей политики, но и во внешнем смысле, перейдя к довольно жестким вербальным заявлениям. Так, оно указывает, что «намеченный курс на всемерное, четкое и долговременное ослабление франка SNB будет проводить во что бы то ни стало, невзирая на последствия, и именно поэтому ЦБ не допустит обменного курса ниже уровня в 1,20 франка за евро».
Напомним, что сильный франк особенно негативно сказался на состоянии экспортной промышленности Швейцарии и туристической отрасли страны. Чтобы помочь им, еще в начале августа ЦЮ опустил свою ставку рефинансирования (стоимость кредитов) до нуля процентов с тем, чтобы закачать на рынок больше дешевой ликвидности. Тогда эта мера привела к тому, что курс франка понизился временно на примерно 20 процентов.
Однако в последнее время участившиеся признаки наступления фазы рецессии в мировой экономике заставили SNB принять дополнительные меры против невыгодного курса швейцарского франка. Томас Флури (Thomas Flury), ведущий валютный аналитик банка UBS, исходит из того, что последние шаги швейцарского Центробанка будут более эффективными, нежели попытки наводнить рынок дешевой ликвидностью.
«Краткосрочные меры»
«Четко проведенная линия на песке это все-таки лучше, чем расплывчатые заявления без каких-либо ясных пределов и показателей», - заявил Т. Флури в интервью порталу swissinfo.ch. Он помнит, в какую сумму обошлись ЦБ валютные интервенции в 2009 и 2010 гг., а потому исходит из того, что и сейчас швейцарскому Центробанку придется «залезть в карман очень глубоко».
«Не исключено, что SNB придется подкрепить свои высказывания соответственными финансовыми гарантиями из собственных резервов», - считает Т. Флури. Тем самым банк мог бы дать понять, что и швейцарский франк тоже не застрахован от потерь в случае, если в результате политических треволнений евро продолжить терять в цене. «Китай и Япония уже доказали, что чисто бухгалтерские потери не имеют особого значения для национальных центральных банков», - заявил аналитик.
Риск инфляции
В последний раз валютный коридор SNB вводил в 1978 году - тогда по отношению к немецкой марке . «Это возымело действие на очень короткий срок, однако потери были огромны, и в результате возникла заметная инфляция», - вспоминает аналитик Саймон Деррик из банка Bank of New York Mellon. Поэтому установление предельного обменного курса он рассматривает в качестве краткосрочной меры.
Такого рода мера необходима, особенно в связи с грозящей экономике безработицей, - считает Рудольф Минш (Rudolf Minsch), главный экономист швейцарского межотраслевого союза работодателей Economiesuisse. Однако обменный курс в 1,20 отнюдь не является «отлитым в камне», при необходимости его можно будет в будущем откорректировать в ту или иную сторону.
Шаги ЦБ Швейцарии положительно оцениваются и Швейцарским промышленным объединением (Schweizerischer Gewerbeverband). «Мы приветствуем шаг Центрального банка, который свидетельствует о наличии у него воли во что бы то ни стало ослабить швейцарский франк», - заявил директор SGV Ханс-Ульрих Биглер (Hans-Ulrich Bigler). При этом он, правда, критически отозвался об опасности инфляции.
«Меры ЦБ ведут в правильном направлении», - считает Швейцарское объединение профсоюзов (Schweizerischer Gewerkschaftsbund). Главный экономист этой организации Даниэль Лампар (Daniel Lampart) потребовал добиться в итоге обменного курса в 1,40 франка за евро.
С удивительным единодушием меры ЦБ поддержали и все основные партии – от либералов (FDP) и «народников» (SVP) до социалистов (SP) и демохристиан (CVP).