Никто вообще-то даже не задумывается о том, что, оказывается, в мирной и нейтральной Швейцарии есть своя собственная полноценная Военная академия, которой на днях исполнилось сто лет. Директор военной академии при ВТШ Цюриха (Militärakademie an der ETHZ - MILAK), бригадный генерал Даниэль Лёч (Daniel Lätsch), объясняет это несколькими обстоятельствами.
«В армии Швейцарии, формируемой на основе милиционного принципа (всеобщая воинская обязанность – прим. ред.), действительную службу несут примерно 120 тыс. солдат-срочников, на которых приходится только 800 профессиональных офицеров. Тем самым очень небольшое количество офицеров проходит курс обучения в академии и, соответственно, невелико и повседневное внимание общества к этому учебному заведению.
Однако в военных и военно-научных кругах академия обладает несомненным и очень высоким авторитетом, во многом потому, что в наших стенах готовятся превосходные научно-исследовательские работы, а так же потому, что мы предлагаем прекрасное образование, ориентированное на практические нужды».
Образование в академии продолжается три года. Социально-гуманитарный блок дисциплин преподается специалистами ВТШ, военные дисциплины и практические занятия - преподавателями MILAK. В результате выпускник получает полноценный диплом болонского образца. «Тем самым, академия стоит, можно сказать, на двух «ногах». Научная «нога» интегрирована в ВТШ, военная «нога» - в вооруженных силах», - уточняет Д. Лёч.
Под влиянием холодной войны
Долгие годы военное строительство в Швейцарии находилось под влиянием реалий холодной войны. Несмотря на официальный нейтралитет, Конфедерация находилась в относительно тесных отношениях с блоком НАТО и была в целом односторонне ориентирована против Восточного блока. Насколько такого рода ориентация ощущалась в MILAK? Подчинялась ли ее деятельность каким-либо идеологическим установкам?
Швейцарская армия, а вместе с ней и военная академия, всегда была ориентирована в первую очередь на выполнение заветов нейтралитета, - подчеркивает бригадный генерал Лёч.
«С другой стороны, я не открою особой тайны, если скажу, что тогда, во время холодной войны, вооруженные силы стран Варшавского пакта воспринимались нами в качестве основной и реальной угрозы. Наши военные наставления, в которых описывался потенциал вероятного противника, были, по сути, сплошным описанием Советской армии.
Любая армия обязана быть готовой ко всем возможным угрозам и рискам. Поэтому тогдашняя ориентация на возможное отражение агрессии Советской армии была скорее связана с реальной стратегической ситуацией, нежели с какой-то идеологией».
Гарант стабильности как средство миротворчества
В конце 1980-х гг., после распада блока коммунистических стран, акцент в швейцарском военном строительстве был перенесен с обороны на миротворчество.
«Такая задача, как оборона национальной территории, очевидным образом потеряла свое былое значение. С другой стороны, и сегодня наша армия должна быть в состоянии защитить свою страну и своих граждан. Миротворчество начинается ведь в собственной стране. Эффективнее всего на страже мира находится армия, которая способна гарантировать внутреннюю стабильность», - подчеркивает директор MILAK.
«Поэтому наши офицеры должны иметь не только боевые навыки, но и способность выполнять функции настоящих защитников, то есть мы обучаем наших офицеров так, чтобы они могли эффективно участвовать в реальных миротворческих операциях».
Обучение с ориентацией на дом и заграницу
Одна из основных задач, стоящих сейчас перед MILAK – готовить офицеров, способных брать на себя руководящие функции, а так же функции обучающих инструкторов, как у себя в стране, так и в рамках зарубежных миссий. «Именно поэтому они должны обладать как солидной военно-образовательной базой, так и широким общим образованием», - указывает бригадный генерал Лёч.
Кроме того, обучение в академии не ограничивается вышеуказанными годами, оно, во многом, ориентируется на принцип «пожизненного образования». В программе академии можно найти предметы, касающиеся международных отношений, политики безопасности, государственно-правовых аспектов, вопросов стратегии, тактики, военной социологии и военной психологии, военной истории, методологии обучения и т.д.
«Такому образованию может позавидовать любой менеджер или дипломат», - не без гордости подчеркивает Д. Лёч. Он уточняет, что миротворчество занимает в академии заметное место, но оно никогда не было «главным тематическим акцентом» в системе преподавания.
«Скорее, мы обращаем внимание на подготовку и выпуск кадров, способных действовать в сложных условиях как классической обороны, так и в рамках миротворческих операций. Кроме того, если речь идет о миротворчестве, мы особое внимание уделяем знанию английского языка и способностям межкультурной коммуникации».
Профессиональная армия – не для Швейцарии
Как относится MILAK к профессиональной армии? Не стоит ли вообще перейти на профессиональную модель комплектования швейцарских вооруженных сил?
«Профессиональная армия не является моделью, подходящей для Швейцарии», - убежден Д. Лёч. - «В случае профессиональной армии мы бы смогли набрать не более 10 тысяч человек, уже просто потому, что безработица в стране низкая, а зарплаты у нас должны бы были быть очень высокими», - уточняет он.
«Преимущество швейцарской армии, комплектуемой на основе принципа всеобщей воинской обязанности, состоит в том, что, например, руководящий менеджер из сферы частного бизнеса может использовать свои лидерские навыки на пользу армии. С другой стороны, экономика получает выгоду от опыта, приобретаемого кадрами во время службы в вооруженных силах», - подчеркивает Д. Лёч.
«При этом народ знает, что армия есть элемент (национальной) стабильности, что она не представляет собой государства в государстве, так как военнослужащие одновременно являются гражданами страны».
Справочно.
Военная академия (MILAK) при Высшей технической школе Цюриха (ETHZ) является образовательным учреждением по подготовке профессиональных офицерских кадров для швейцарской армии.
100-летие MILAK было отмечено в ETHZ в рамках специального торжественного мероприятия. Присутствовали гости, представлявшие военные, академические, политические и промышленные круги Швейцарии.
Вообще-то история военного образования в Конфедерации насчитывает как минимум 125-летнюю историю. Решение о преподавании военных предметов в Цюрихской ВТШ было принято правительством страны, Федеральным советом, 26 октября 1877 года.
В начале нового ХХ века победило убеждение в том, что армия нуждается в специализированных учебных заведениях. Одним из активных сторонников такой идеи был будущий главнокомандующий швейцарскими вооруженными силами в период Первой мировой войны генерал Ульрих Вилле (Ulrich Wille, 1848-1925).
27 марта 1911 года Федеральный совет принял решение открыть «ряд военных школ по выпуску офицеров-инструкторов для нужд частей действующей армии». Для оценки эффективности этого проекта был назначен трёхгодичный «испытательный срок».
Первая серьезная структурная реформа была проведена в середине 1980-х гг., когда в военных офицерских школах была введена ординарная профессура по вопросам политики безопасности и конфликтологии.
Второй шаг был сделан в середине 1990-х гг., когда ряд школ был слит в единую современную Военную школу руководящих кадров (Militärische Führungsschule - MFS).
1 июня 2002 года MFS была преобразована в Военную академию при Высшей технической школе Цюриха (Militärakademie an der ETH Zürich - MILAK).