Таковые первые общенациональные результаты, которые будут еще уточняться. «Если подсчеты не врут, то ситуация выглядит для нас очень неплохо», - заявил в интервью швейцарскому телевидению председатель партии «Зеленых либералов» Мартин Боймле (Martin Bäumle). Рост голосов, отданных в пользу этой партии, составил сразу
4,1%, тем самым GLP всего получает 5,5% голосов или в общей сложности 12 депутатов в большой палате швейцарского парламента, в Национальном совете. Второй победитель – это Бюргерско-демократическая партия (BDP), которая возникла в 2007 году в результате раскола SVP после неизбрания в Федеральный совет Кристофа Блохера. Завоевав 5,4% голосов избирателей, она получит право на 9 мест в Национальном совете.
Четыре крупных традиционных партии в результате выборов понесли ощутимые потери. SVP остается сильнейшей партией в Швейцарии, однако количество голосов, поданных в ее пользу, сократилось на 2,1%, что в целом означает 26,8% голосов избирателей, поданных за «народников», или 55 кресел в большой палате, что на 7 меньше, чем в 2007 г. Менее значимы потери, понесенные социал-демократами (SP). Они потеряли 0,6% голосов, что означает, что в их пользу проголосовало 18,9% избирателей. При этом ей все-таки удалось получить дополнительное одно кресло в Национальном совете, так теперь социалистическая фракция составит в парламенте 44 человека.
Демохристиане (CVP) потеряли 2,4%, получив 12,1% голосов, так что в большой палате парламента они могут рассчитывать на 28 кресел, что на три меньше, чем четыре года назад. Самые крупные потери, однако, понесли либералы (FDP.Die Liberalen). Они потеряли 2,7% голосов, завоевав только 15% голосов избирателей, что составляет 31 кресло в Национальном совете (на 4 меньше, чем в 2007 г.). Пятая по количеству голосов партия в стране, «Зелёные», не смогла получить заявленных 10%, удовлетворившись 8,3% голосов избирателей (минус 1,3%), что означает потерю сразу семи депутатских мандатов. Тем самым, фракция экологистов в Национальном совете составит 13 человек. Всего в выборах приняла участие примерно половина тех, кто имел право голоса - 48%.
В рамках параллельно проходивших выборов в малую палату парламента, Совет кантонов, особенно интересно было наблюдать за кантонами, где борьбу за места в сенате вели политические тяжеловесы от SVP. Напомним, что депутаты малой палаты выбираются по мажоритарному принципу, что гораздо более интересно для стороннего аналитического взгляда. Заявленная «народниками» цель состояла в том, чтобы завоевать достаточное количество кресел в малой палате и резко «повернуть штурвал» вправо. Добиться, однако, этого партия не смогла.
Так, в кантоне Санкт-Галлен председатель партии Тони Бруннер (Toni Brunner) не смог в первом раунде получить абсолютное большинство, и ему предстоит пройти второй тур в ноябре. Здесь успеха с первого раза добилась популярная политик от либералов Карин Келлер-Суттер (Karin Keller-Sutter), член кантонального правительства (Regierungsrätin) и председатель Конференции кантональных министров юстиции и полиции (KKJPD). В кантоне Цюрих не смог с первого раза пройти в Совет кантонов Кристоф Блохер. А в кантоне Швиц всех ожидал сюрприз. Там видный сенатор от демохристиан Бруно Фрик (Bruno Frick, CVP) не был переизбран в первом туре, и ему придется идти на второй тур через пять недель. Кстати, свою кандидатуру в этом кантоне выставлял и звезда тенниса Роджер Федерер. Его, конечно, никуда не избрали, но свои 132 голоса он все-таки получить смог.
Итак, на выборах 23-го октября в Швейцарии победили новые партии бюргерского центра – «Зеленые либералы» и Бюргерско-демократическая партия (BDP), всего лишь три года назад отколовшаяся от «народников». Эти партии еще ни разу не выходили на федеральные выборы, и с первого же раза завоевали солидное представительство. Это означает, что народ страны высказался за «свежий ветер» под куполом бернского Федерального дворца. Вместе с тем, швейцарская политическая система такова, что даже серьезная победа какой-либо политической силы не означает кардинально новой «сдачи карт». Консервативная Швейцарская народная партия (SVP) смогла удержать свои лидирующие позиции. На левом фланге неплохих показателей добились социалисты (SP). И даже демохристиане (CVP) и либералы (FDP) не пали столь уж низко в глазах граждан, как кое-кто предсказывал. Властный картель старых, традиционных партий пошатнулся весьма серьезно, но устоял.
После выборов, как известно, наступает новый предвыборный этап, а особенно в Швейцарии. Парламенту еще предстоит избрать в декабре новый состав правительства, а из нынешних результатов невозможно вывести какого-либо отчетливого народного желания в плане партийного состава высшего органа исполнительной власти в стране. Ясно пока только одно – партий, имеющих обоснованные претензии на кресло в Федеральном совете, гораздо больше, чем министерских постов, которых, как мы помним, всего-то семь. И здесь снова нужно обратиться к идеалу швейцарского политического «конкорданса», в соответствии с которым все сильные, и потенциально оппозиционные, партии, должны участвовать в управлении страной в составе кабинета министров.
Поэтому нынешний результат выборов в обе палаты швейцарского парламента подкрепляет, прежде всего, претензии SVP на два министерских поста в Федеральном совете. Однако этот же результат возлагает на эту партию ответственность быть менее оппозиционной силой, быть партией, которая заинтересована в сохранении принципа коллегиального управления страной. Тоже самое можно сказать и в отношении социалистов (SP). Как известно, одна из самых популярных социалисток, министр иностранных дел Мишлин Кальми-Ре (Micheline Calmy-Rey) не будет выдвигать свою кандидатуру на выборах в Федеральный совет. Однако ее место должно достаться социалистам – к этому призывает принцип «конкорданса».
Всем остальным партиям остаются только три кресла. И поскольку результаты демохристиан и либералов оказались не столь катастрофичны, ясно, что эти партии должны были бы помочь друг-другу отстоять свое представительство в Федеральном совете, и все было бы ясно. Если бы не Эвелинн Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer-Schlumpf), которая представляет в правительстве BDP, партию, отколовшуюся, как мы помним, от SVP. Бюргерско-демократическая партия достигла значительного успеха на нынешних выборах, однако из категории политического легковеса ей выйти все равно не удалось. Так что перед партиями традиционного бюргерского центра встает болезненная дилемма – выплыть ли самим в декабре, утопив Видмер-Шлумпф, или не делать этого? Ясно одно – это имя еще прозвучит достаточно громко. И если бы она сейчас подала в отставку, никто бы не стал бы обвинять ее в слабости, скорее, наоборот.