РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Феномен «нового центра»: кто же победи...


29.10.2011

Феномен «нового центра»: кто же победил на выборах в парламент Швейцарии?


Выборы 23-го октября ознаменовались, хотя и ожидавшимся, но все же сюрпризом. Обе самых «молодых» швейцарских партии, «Зеленые либералы» (die Grünliberalen - GLP) и Бюргерско-демократическая партия (die Bürgerlich-Demokratische Partei - BDP) смогли составить достойную конкуренцию традиционным партиям политического центра, то есть либералам (die Freisinnig-Demokratische Partei - FDP.Die Liberalen) и демохристианам (die Christlichdemokratische Volkspartei - CVP).

Потерю голосов пришлось пережить и самой сильной партии в стране, правоконсервативной Швейцарской народной партии (die Schweizerische Volkspartei - SVP), равно как и лидеру на левом фланге политического спектра, социал-демократической партии (die Sozialdemokratische Partei - SP). Потерями завершились выборы и для «Зелёных» (die Grünen - GPS).

Тем самым, голоса потеряли все пять ведущих традиционных партий. Результат, который выглядит коллективным наказанием для них. И в самом деле, в рамках завершающегося легислатурного периода 2007-2011 гг. эти партии редко когда соответствовали идеалам швейцарского политического «конкорданса», требующего от ведущих политических сил «единства и согласия». Отсюда и такой негативный народный вотум.

«Швейцарские избиратели и ранее выражали недовольство, однако для них не было стоящей альтернативы. Теперь такая альтернатива в лице GLP и BDP появилась», - считает швейцарский политолог Андреас Ладнер (Andreas Ladner) из лозаннского Высшего Института административных исследований (Institut de hautes études en administration publique - Idheap).

«Легислатурный период 2003-2007 гг. тоже не отличался согласием и единством партий, однако избиратели были тогда готовы поддерживать тенденцию к поляризации швейцарского политического ландшафта, отдавая свои голоса таким партиям, как SVP, которая резко нападала на «политический истеблишмент», - говорит Михаэль Херманн (Michael Hermann), политолог из университета Цюриха. - «Однако в 2011 г. часть избирателей посчитала, что поляризация зашла слишком далеко, и что настало время для более рациональных и менее агрессивных дебатов».

Но, как говорится, «все понятно, но что конкретно» написано на знаменах двух новых партий? Так, во время предвыборной кампании BDP активно презентовала себя в качестве «новой силы», но не более того. Что за этим скрывается, осталось по большому счету неясным. Что не случайно, так как на самом деле профиль этой партии почти ни в чем не отличается от профиля других центристских партий.

Даже президент этой партии Ханс Грундер (Hans Grunder) вынужден был признать, что успех BDP базируется по большей части на голосах людей, поддерживающих министра, представляющую эту партию в правительстве страны, а именно, госпожу Эвелинн Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer-Schlumpf).

Соблазнительное послание

Профиль «Зеленых либералов» размыт не в меньшей степени. «Мы не правые и не левые», - много раз по разным поводам отмечал председатель партии, Мартин Боймле (Martin Bäumle).

При этом GLP пыталась представить себя в качестве инновативной силы, посылая избирателям довольно соблазнительное послание, в центре которого стоит идея о том, что можно, как и раньше, делать ставку на промышленный рост, но при этом еще и сохранять природу. Итак, экология без ущерба для благосостояния – возможно ли такое?

Сам же М. Боймле владеет не только лимузином марки BMW, но еще и мотоциклом в придачу. «Все дело в выборе разумной меры», - заявил как-то он, уверяя, что мотоциклом он пользуется крайне редко. Так или иначе, образ GLP резко контрастирует с убеждениями традиционных швейцарских экологистов из партии «Зеленых» (GPS), так же потерявших часть своих избирателей.

Возникнув в 1970-е годы из рядов антивоенного и экологического движения, партия попыталась в последние годы обновить свой имидж, заявляя, что, на самом деле, экология не противоречит промышленному развитию. Избиратель, однако, либо не поверил в такие перемены, либо был ими разочарован. А скорее – и то, и другое! В любом случае, партии не удалось избавиться от имиджа политической силы, стремящейся вернуть Швейцарию в эпоху свечей и лучин!

Прагматизм

«Многие избиратели даже не подозревают, что «Зеленые либералы» планируют окончательно отказаться от атомной энергии только к 2045 году», - заявил с досадой председатель «Зеленых» Ули Лоенбергер (Ueli Leuenberger) вечером 23-го октября после того, как стали известны уточненные результаты голосования. Однако, как видно, именно этот прагматизм и стал основой успеха GLP, которая хочет отказаться от АЭС, но не намерена ставить под угрозу энергетическую безопасность страны.

Вторая основа успеха партии – ставка на новейшие технологии, что пришлось по душе молодым избирателям, тем, кто относится к категории хорошо зарабатывающих, а так же ученым кругам. Не случайно, что после успешно проведенных в апреле 2011 г. кантональных выборов, в парламенте кантона Цюрих GLP представлена биологами, физиками, математиками, инженерами, учеными-экологами. Сам М. Боймле по образованию химик.

По всему видать, что GLP отнюдь не исчерпала весь свой потенциал роста. Недавно опубликованные данные говорят, что из тех, кто придает значение экологической проблематике, только 20% головы голосовать за традиционных «Зелёных». С другой стороны, на выборах 23-го октября GLP выиграла за счет тех, кто отвернулся от партий SP и FDP.Die Liberalen. Так что, в самом деле, партии еще есть куда расти.

Пример для Европы

Не исключено, что успех «Зеленых либералов» в Швейцарии может стать примером и для остальной Западной Европы. До сих пор все традиционные «зеленые партии» в странах ЕС позиционировали себя только на левом фланге политического спектра. Однако экономические позиции GLP находятся, скорее, на правом фланге.

«Что касается партийного строительства, до сих пор Швейцария пока не относилась к разряду изобретателей чего-то нового», - говорит А. Ладнер. «Однако следует отдавать себе отчет в том, что и другие развитые европейские страны сталкиваются с похожими проблемами, и задают себе вопрос: совместимы ли защита экологии и промышленный рост. И тут как раз «Зеленые либералы» выглядят весьма неожиданно и оригинально. На эту партию за рубежами Швейцарии обратили внимание уже в апреле, после кантональных выборов в Цюрихе. Теперь следует ожидать, что это внимание усилится в еще большей степени».

По мнению М. Херманна, «Зеленые либералы» и в самом деле могут стать примером для Европы. «Однако во многих странах, например, в Германии, традиционные «Зеленые» и так же в значительной степени передвинулись скорее к центру политического спектра, так что там осталось очень немного пространства для новых партий экологической направленности. Кроме того, и другие партии во все большей степени включают в свои программы экологическую проблематику. В Германии, например, решение о поэтапном отказе от атомной энергетики приняла как раз канцлер Ангела Меркель и ее Христианско-демократическая партия (CDU)»