Напомним, что каждый швейцарский кантон, субъект федерации, является суверенным и самостоятельным государством, с собственными законами, в том числе и в сфере натурализации иностранцев. Как известно, в Швейцарии человек является гражданином кантона и только в силу этого – гражданином всей страны в целом. Поэтому каждый кантон вправе сам устанавливать порядок предоставления иностранцам прав гражданства.
Однако в 2003 г. Федеральный суд в Лозанне принял решение, низводящее акт натурализации в категорию чисто административных действий. Тем самым суд запретил процедуру натурализации, в рамках которой предоставление прав гражданства увязывается с результатами соответствующего кантонального референдума, то есть когда народ кантона решает сам, хочет ли он иметь того или иного претендента в качестве согражданина со всеми правами и обязанностями.
Это решение непосредственно затронуло действующую практику натурализации в таких кантонах, как, например, Швиц. Поэтому здесь власти нашли для себя иной путь. Решение о предоставлении гражданских прав иностранцам принимает теперь собрание общины с опорой на рекомендации специальной кантональной Комиссии по натурализации (Einbürgerungs-Kommission). Против такого порядка выступила консервативная Швейцарская народная партия (SVP), которая предложила вернуться к старому образу действия. Однако успеха здесь ей добиться пока не удалось.«В нашем кантоне традиция проведения референдумов по вопросам предоставления прав гражданства существует вот уже многие десятилетия. И мы считаем, что такой порядок полностью себя оправдал», - говорит Андре Рюгзеггер (André Rüegsegger), председатель фракции SVP в кантональном парламенте кантона Швиц, в интервью порталу swissinfo.ch. «Однако в результате решения Федерального суда от 2003 года эта практика была, к сожалению, запрещена».
Позитивное развитие
Депутат Национального совета (малой палаты парламента Швейцарии) от партии «Зелёных» Даниэль Вишер (Daniel Vischer) позитивно оценивает данное решение Федерального суда.
«Предоставление прав гражданства есть административный акт, он должен протекать, поэтому, на основе рациональных и четких критериев», - говорит он в интервью порталу swsissinfo.ch. «Эта процедура не может превращаться в политическое решение, и вот как раз с этим-то противники судебного решения 2003 г. так и не смогли смириться».
Накопленный с тех пор в кантоне Швиц опыт применения новой процедуры натурализации в целом носит положительный характер. Так, по крайней мере, утверждает газета Neue Zürcher Zeitung (NZZ). Число ходатайств о предоставлении гражданства в кантоне Швиц резко снизилось, снизилась и степень «спорности» подаваемых ходатайств, так что на собраниях общины их участникам особенно не о чем и дискутировать.Повысить планку
Тем не менее, новый кантональный Закон о натурализации, по которому в кантоне 27-го сентября пройдет референдум, содержит некоторые ужесточения.
Так, например, по инициативе местного отделения партии демохристиан (CVP), каждый, кто захочет получить права гражданства в кантоне Щвиц, должен будет подписывать специальную Хартию с обещанием уважать основополагающие принципы кантональной конституции.
От претендентов на гражданство будут требоваться и соответствующие познания (устные и письменные) в немецком языке. Наконец, ходатайства претендентов на гражданства должны будут во всех деталях публиковаться в официальном кантональном вестнике.
Даниэль Вишер негативно настроен по отношению к таким, более высоким, преградам. «Это слишком высокие требования и я не уверен, что многие местные парламентарии с налету выдержали бы тест в соответствии с новыми требованиями».
Массовая натурализация?
Кантон Швиц, на самом деле, находится перед очень простой альтернативой: либо он принимает более жесткий Закон о натурализации, либо он вынужден будет принять какое-то переходное, временное, решение, которое рано или поздно будет лозаннским судом объявлено недействительным. Таковы опубликованные в NZZ аргументы члена правительства кантона Швиц Армина Хюппина (Armin Hüppin) в споре с противниками нового Закона о натурализации.«Мы считаем…», - вторит ему Андре Рюгзеггер, - «…что данный закон недостаточно жесток, и что он будет позволять проводить процедуры натурализации в массовом порядке. Недостаточно требовать от кандидатов просто знания немецкого языка. Мне известно сколько угодно случаев, когда права гражданства получали люди, очень плохо владевшие языком. Именно поэтому мы требуем еще более поднять планку, по принципу: тяжело, но честно».
По мнению Д. Вишера противодействие SVP новому Закону о натурализации только внешне выглядит абсурдом. «В конечном итоге партия хочет в принципе поставить заслон на пути решений Федерального суда, она хочет не дать им быть реализованными в кантоне.
Для партии решение о предоставлении гражданства является политическим решением. SVP рассматривает Швейцарию в качестве своего рода союза по интересам, в рамках которого, при приеме новых членов, необходимо спрашивать мнение каждого из старых членов. Если же натурализация есть акт чисто административный, то все действует иначе, а именно, на основе четких критериев».
SVP надеется на решение народа
Поэтому партия «народников» очень рассчитывает на то, что 27-го ноября народ отвергнет новый кантональный Закон о натурализации. Надеятсья на это у партии есть все основания, так как в вопросах гражданства народ кантона Швиц, как правило, придерживается очень жесткой линии.
Так, например, в 2008 г. народ этого кантона был единственным, кто проголосовал за законодательную инициативу «За демократическую натурализацию» («Für demokratische Einbürgerungen»), которая предусматривала проведение всенародных голосований по вопросу предоставления иностранцам прав гражданства в Швейцарии.«Я очень надеюсь на жесткий курс народа», - говорит Андре Рюгзеггер, - «Ведь, как видно, и на этот раз SVP останется воином, который стоит в поле один. Все остальные партии уже объединились и согласны пропихнуть этот закон. Тем самым партии центра и левого фланга просто капитулировали, они согласны без лишних слов соглашаться со всем, что приходит в кантон сверху, пусть даже это решение Федерального суда».