swissinfo.ch: О чем Вы размышляли накануне выборов 14-го декабря? Были ли у Вас планы заняться чем-то другим в случае неизбрания в правительство?
Эвелинн Видмер-Шлумпф: Да, конечно! Теперь вы меня будете спрашивать, куда бы я подалась в случае негативного исхода выборов 14-го декабря, но я Вам ничего говорить не стану. Скажу только, что без работы я бы не осталась, у меня было бы чем заняться, поскольку я всегда нацелена на что-то новое!
Никакого профессионального провала у меня бы не было! С другой стороны, я настолько была уверена, что меня не переизберут, что внутренне я уже практически распрощалась со своей работой в правительстве. И когда все-таки все произошло иначе, мне потребовалось некоторое время для того, чтобы прийти в себя и взять себя в руки.
swissinfo.ch: Какие с Вашей точки зрения проблемы стоят перед страной? На чем вы будете делать особый акцент?
ЭВ-Ш: Основные акценты для меня будут находиться там, где речь идет о важнейших задачах, стоящих перед всем Федеральным советом в целом. Безусловно, одним из главных вопросов будет экономическое развитие страны. Большое значение будет, одновременно, играть проблемы развития Швейцарии как мирового финансового центра, так как они непосредственно затрагивают состояние реального сектора нашей экономики.
Солидным комплексом проблем будет оставаться вопрос так называемого «энергетического поворота». В рамках национальной энергетической стратегии на период до 2050 г. правительство стоит перед задачей разработать конкретные предложения на предмет того, как конкретно должен происходить этот «поворот».
А для этого правительство должно подготовить материал для конкретной и глубокой общественной дискуссии.
В сфере отношений с ЕС нас будет занимать, безусловно, налоговая проблема. Я имею в виду налоговый режим некоторых кантонов в области налогообложения холдинговых компаний. Конечно же, не останутся в стороне и общие вопросы сотрудничества с ЕС и развития общеевропейской кооперации.
В сфере здравоохранения нас ожидает референдум по вопросу введения в действия координированной системы медицинского обслуживания под названием «Managed Care». Правительство выступает здесь единой командой с целью выиграть этот референдум.
Да и в целом, в рамках проведения референдумов и иных голосований правительство в будущем намерено более четко озвучивать свою точку зрения, подчеркивая, что в рамках того или иного вопроса, выносимого на референдум, речь идет о позиции всего кабинета, а не отдельных министров.
swissinfo.ch: Федеральный советник Дидье Буркхальтер возглавит с 1-го января 2012 г. швейцарской МИД. Была ли эта рокировка обговорена на правительстве?
ЭВ-Ш: Мы на правительстве поставили перед собой вопрос, кто должен взять на себя эту функцию в то время, как вопросы отношения с ЕС, и, - если говорить глобально, - вообще контакты с другими неевропейскими странами вскоре несомненно приобретут центральный характер.
Положительная репутация Швейцария в мире продолжает медленно, но верно, убывать. Есть целый ряд ситуаций, в которые давно пора внести ясность. В последние два года Дидье Буркхальтер активно участвовал в обсуждении этих вопросов, внося свой вклад в их решение.
Поэтому для всего правительства было совершенно очевидно, что именно он должен возглавить внешнеполитическое ведомство, продолжив, одновременно, почти без каких-либо цезур или разрывов, свою прежнюю работу.
swissinfo.ch: Ваша партия (BDP) рассматривает возможность более тесного сотрудничества с демохристианами (CVP). Как, по Вашему мнению, могло бы конкретно выглядеть такое сотрудничество?
ЭВ-Ш: Форма для меня не имеет решающего значения. Важнее находить точки соприкосновения по отдельным темам и налаживать совместную работу в поисках ответов. Есть целый рад областей, в которых партии центра придерживаются похожих или близких подходов, а потому именно там наше сотрудничество представляется мне совершенно естественным делом.
Конечно, у меня есть представления о том, в какой форме могло бы протекать такое сотрудничество, но я пока не стану высказываться на этот счет. Мяч находится на стороне общей рабочей межпартийной группы. В течение следующих шести месяцев она должна будет представить свои предложения на этот счет.
Однако я считаю, что наша партия, - в отличие от других партий, - не может и не должна ориентироваться на то, что скажет один из ее членов. Именно поэтому в период перед выборами в Федеральный совет я решительно выступала против каких-либо дискуссий на предмет слияния (партий) или других форм более тесного их сотрудничества.
Ведь в конечном итоге решение будет принимать партийный базис, рядовые члены партий.
swissinfo.ch: Какое правительство образовалось в стране после Вашего избрания: левоцентристское или правоцентристское?
ЭВ-Ш: Я думаю, что ситуация у нас такая же, как и перед выборами. Партийно-политический состав правительства остался прежним и, в зависимости от темы, мы будем позиционировать себя как левоцентристский кабинет, или правоцентристский.
Если взять, например, вышеупомянутый «энергетический поворот», то на нас уже навесили ярлык левоцентристского кабинета. Однако все зависит от того, что в энергетической области следует рассматривать в качестве «левой» позиции или «правой».
Свое мнение на предмет энергетики я имела еще до избрания в Федеральный совет. Будучи еще членом SVP я активно выступала за перенос акцента на возобновляемые источники энергии. Активно работая Женском крестьянском союзе кантона Граубюнден (Bündner Landfrauen) я была сторонником сознательного отношения к вопросам экологии.
Так что я не считаю, что все разнообразие жизни следует узко квалифицировать как «правое» или «левое».
swissinfo.ch: В зависимости от той или иной точки зрения Вас называют то политиком, твердо следующим бюргерской линии, то деятелем скорее левого толка. Как Вы оцениваете в этом смысле себя сами?
ЭВ-Ш: Сложность состоит в том, что, как я уже упоминала, мне бы не хотелось, чтобы на меня вешали ярлыки. Да, например, в области экономической или финансовой я придерживаюсь бюргерских позиций. Однако в вопросах энергетики я выступаю с экологических позиций.
А вот в области общественной или семейной мне более близки позиции либеральные и прогрессивные. Например, я всегда выступала за равное отношение к самым разным способам организации семейной жизни в самом широком понимании.
Я сама никогда не позволяла обозначать себя как «хорошая мать» или «плохая труженица». Я всегда говорила, что все аспекты человеческой жизни необходимо рассматривать в совокупности. И такой подход невозможно уложить в «право-левую» схему.
Что касается федерализма, то здесь я выступаю с консервативных позиций. Я против создания нескольких «больших регионов» вместо нынешних 26-ти кантонов. Я рассматриваю федерализм как наиболее оптимальную форму государственного сосуществования (различных субъектов федерации).