Важнейшим в этом отношении является внутренний регламент, определяющий порядок частных финансовых сделок, производимых членами руководящих структур SNB. Только после жесткого давления прессы этот документ был опубликован в среду на этой неделе. Как подчеркивал на своей пресс-конференции в Цюрихе Филипп Хильдебранд, этот регламент соответствует всем современным европейским нормам. Тем не менее, указал он, сложное положение на мировых финансовых рынках требует большей степени транспарентности, что касается приветных финансовых дел руководящих кадров банка. Полный перевод его выступления читайте здесь.
Что касается вышеупомянутого регламента, то мнения тут расходятся. Многие финансовые эксперты считают этот документ недостаточным. «По многим пунктам он, в самом деле, соответствует широко принятой практике, которая сегодня реализуется повсеместно», - считает профессор Моника Рот (Monika Roth) из Люцернского Института финансовых услуг (Institut für Finanzdienstleistungen an der Hochschule Luzern) в интервью порталу swissinfo. Но можно ли сказать это в отношении всех трансакций, произведенных председателем SNB?
Речь идет об инвестиции, произведенной Ф. Хильдебрандом в марте 2011 года в банке «Sarasin». Председатель SNB приобрел тогда 1,1 миллионов долларов США за счет выручки от продажи своего дачного дома в г. Гштаад, которая в общей сложности составила 3,3 миллиона франков. В октябре этого же года семья Хильдебранд продала 475 тыс. долларов с целью покупки квартиры в кантоне Граубюнден. Прибыли за счет разницы обменных курсов здесь никакой не было, - подчеркнул вчера Ф. Хильдебранд в Цюрихе.
Спекуляция?
Моника Рот оценивает эти сделки критически. «Это чистой воды инвестиция с тем, чтобы получить прибыль», - заявила финансовый эксперт в интервью порталу swissinfo.ch. Упомянутый регламент SNB устанавливает, что в вопросах частных покупки и/или продажи наличных сумм в иностранной валюте члены руководства банка не имеют никаких ограничений. Однако что касается покупки данного миллиона долларов, то здесь речь идет о приобретении финансовых активов. «Когда член Совета директоров национального Центробанка вкладывает значительные суммы в иностранную валюту, то по моему пониманию такого рода сделки должны получать официальное разрешение и одобрение», - считает М. Рот.
Такая возможность, кстати, прописана и в вышеупомянутом регламенте в том смысле, что сделки в особо крупных размерах должны получать одобрение председателя Совета банка. «Какое разумное обоснование может быть у того факта, что половину своего состояния член Совета директоров банка держит в долларах США», - задает вопрос М. Рот.
На вчерашней пресс-конференции Ф. Хильдебранд пытался дать такое обоснование. Он заявил в частности: «Не было на всем протяжении событий ни единой секунды, когда бы я действовал в нарушение внутренних правовых норм банка, более того, я всегда действовал исключительно корректно и все мои действия постоянно были полностью транспарентны, в том числе что касается степени информированности соответствующих надзорных структур банка».
…или долгосрочная инвестиция капитала?
Что касается упомянутой трансакции с миллионом долларов, то Ф. Хильдебранд оправдывал ее семейными обстоятельствами: «Дело в том, что наша семья по семейным соображениям, - моя супруга обладает двойным американо-швейцарским гражданством, - приняла решение часть средств разместить в американских долларах. Речь в данном случае идет не о краткосрочных валютных спекуляциях. Речь идет о долгосрочной диверсификации нашего личного состояния с задействованием различных валют».
Тем не менее, как признал он затем, сегодня он уже не стал бы совершать подобного рода сделок. «Я совершил ошибку, о чем я весьма сожалею». Насколько это извинение стало убедительным шагом в сторону окончательного преодоления кризиса, покажут не только комментарии прессы ближайших дней, но и события в политическом Берне.
Так, уже в понедельник на следующей неделе Филипп Хильдебранд вместе в федеральным президентом Э. Видмер-Шлумпф вместе с председателем Совета банка Ханс-Ули Раггенбассом (Hansueli Raggenbass) должны будут ответить на вопросы парламентской комиссии по делам экономики и (бюджетных) расходов (Kommission für Wirtschaft und Abgaben - WAK).
«Большая степени транспарентности неизбежна»
Темой обсуждений на комиссии станет и уже упоминавшийся регламент, который, по мнению многих экспертов, нуждается в серьезных улучшениях. Например, усовершенствовать следовало бы положение, по которому член Совета директоров Центробанка имеет право выдавать доверенность («мандат») третьим лицам на управление своими финансами. «Такие сделки должны находиться под контролем структур банка, отвечающих за этическую сторону бизнеса, в случае с Центробанком – это могла бы быть правовая служба банка», - указывает М. Рот.
В противном случае, указывает эксперт, не исключены случаи возможных спекуляций или злоупотреблений. В случае с такими «мандатами» банк мог бы участвовать в определении целей инвестиций и в выборе финансовых инструментов. Он мог бы так же давать согласие на проведение единичных сделок, например, на покупку или продажу валюты. «В этом случае контрольная инстанция SNB могла бы перепроверить, как конкретно выглядит такой «мандат» и как он исполняется».
В других финансовых институтах, например, в Федеральном ведомстве по надзору за финансовыми рынками (Finanzmarktaufsicht Finma) давно уже существуют именно такие внутренние положения, подробные и детально проработанные. Более того, все эти положения открыты для общественности. А работника МВФ вообще запрещено совершать краткосрочные сделки с золотом, валютой или с родственными финансовыми инструментами.
«Регламент следует перепроверить»
Ответственные лица в SNB так же понимают, что транспарентность в сфере частных финансовых сделок членов руководящих структур банка должна быть решительно увеличена. Ф. Хильдебранд сам предложил вчера каталог соответствующих мер.
Так, на членов совета директоров банка должна быть возложена обязанность прояснять допустимость любой трансакции объемом от 20 тыс. франков путем обращения как к внешним независимым аудиторам, так и к внутренним надзорно-проверочным органам банка. Все подобного рода трансакции должны быть посредством внешнего аудита открыты для общественности к моменту проведения генерального собрания (акционеров) Швейцарского национального банка. Внешний аудит должен иметь неограниченный и постоянный доступ ко всем банковским документам по счетам членов совета директоров.
Одновременно председатель Совета банка Ханс-Ули Раггенбасс обещал критически пересмотреть и переработать регламент банка, регулирующий порядок частных финансовых сделок членов руководящих структур SNB, даже несмотря на то, что «данные положения опираются на указания Европейского ЦБ, то есть они полностью соответствуют действующим стандартам».