«Прояснение характера институциональных основ отношений Швейцарии и ЕС» относится к десяти основным внешнеполитическим приоритетам в 2012 году, представленным швейцарским правительством в декабре прошедшего года. С момента заключения первого соглашения между Европой и Швейцарией (это был Договор о свободной торговле от 1972 года) сеть двусторонних европейско-швейцарских соглашений стала необычайно плотной.
В настоящий момент действуют около 120 соглашений такого рода. Их характер простирается от очень специальных документов, например, от договоров, регулирующих кооперацию в области статистики, до соглашений, непосредственно касающихся жизни людей, например, договор о свободе перемещения граждан или Шенгенское соглашение.
Кроме того, в настоящее время Швейцария ведет с ЕС переговоры по как минимум дюжине новых соглашений, каждое из которых отнюдь не носит какой-то второстепенный характер. Таково, например, соглашение, которое призвано будет регулировать налоговые вопросы. Учитывая глубочайший долговой кризис, в котором находится сейчас ЕС, Брюссель кровно заинтересован в такого рода документе. Однако не менее важны и другие вопросы, например, сотрудничество на рынке электроэнергии, сельхозпродукции, а так же регулирование норм и порядка торговли сертификатами на выброс СО2. Все эти проблемные сферы так же находятся на политической повестке дня.
«До последнего времени некоторые сферы кооперации не регулировались вообще никакими соглашениями, и никаких проблем это не вызывало. Сейчас все меняется», - считает Жан Руссотто (Jean Russotto), швейцарский адвокат, вот уже сорок лет проживающий в Брюсселе, в интервью порталу swissinfo. Все дело в том, что наметившийся отказ от ядерной энергетики и рост значения возобновляемых и экологически чистых источников энергии, делает, например, сферу энергетики особенно важной. И теперь без регулирующих соглашений здесь не обойтись.
Швейцария является в Европе важнейшим торговым перекрестком, что касается транспортировки, покупки и продажи энергии. «Без соответствующего соглашения швейцарским компаниям будет труднее работать в европейском пространстве», - подчеркивает Ж. Руссотто.
Фундаментальные вопросы
Однако пока все эти переговоры приторможены. Причина проста и сложна одновременно: Европейский союз требует от Берна, перед заключением третьего пакета секторальных соглашений решить фундаментальные («институциональные») вопросы сотрудничества. Главный вопрос заключается в следующем: должна ли Швейцария в автоматическом порядке реализовывать у себя правовые корректуры и новации, предпринимаемые ЕС в сферах, уже урегулированных соглашениями, входящими в первые два пакета «билатеральных» соглашений.
Ведь европейское право – Acquis communautaire – постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому и данные «билатеральные» соглашения должны постоянно корректироваться соответствующим образом. На сегодняшний день вопросы, связанные с этими корректировками, решаются в специальных смешанных швейцарско-европейских комиссиях. Однако эти комиссии уже сейчас с трудом поспевают за валом правовых новаций. Брюссель все меньше склонен мириться с такой ситуацией.
В Швейцарии, однако, единства мнений на этот счет нет. «ЕС хочет добиться от Швейцарии автоматической реализации всех своих правовых новелл, тогда как Берн не намерен выписывать Брюсселю карт-бланш в этой области», - говорит Джорджио Помпилио (Giorgio Pompilio), пресс-секретарь Интеграционного бюро швейцарского МИД (EDA), подразделения, ответственного за организацию сотрудничества Швейцарии с ЕС.
Глобальный взгляд
Швейцария в целом не возражает против реализации права ЕС со всеми его актуальными новеллами. Уже в настоящий момент швейцарское право во многом автоматически синхронизируется с европейским правом. Однако Швейцария имеет свои условия. Она хотела бы быть вовлеченной в процессы принятия решений, так, как это сейчас происходит в рамках Шенгена. Одновременно при реализации европейский правовых новелл должны учитываться политические особенности Швейцарии, а именно, возможность выноса тех или иных норм на общешвейцарский референдум.
В Брюсселе такие условия до сего дня наталкивались на глухую стену. Идея независимого третейского суда в составе как швейцарских, так и европейский судей, который должен был бы принимать решения в спорных случаях и налагать взыскания за нарушения, пока отвергнута – как прежним послом ЕС в Берне Михаэлем Райтерером (Michael Reiterer),так и Джанлукой Гриппой (Gianluca Grippa), руководителем отдела, курирующего вопросы Швейцарии в рамках европейской внешнеполитической службы. Причина – такой суд мог бы, с точки зрения Брюсселя, стать ненужным конкурентом Европейскому суду в Страсбурге.
«У меня создалось впечатление, что мы имеем дело с диалогом двух глухих», - считает Ж. Руссотто. Результат этого диалога – сохранение «статус кво», а попросту говоря, топтание на месте, каковое не может продолжаться вечно.
Налоговое соглашение – джокер для Берна?
Однако живущий в Брюсселе швейцарский адвокат высказывает осторожный оптимизм. Он уверен, что в 2012 году швейцарская дипломатия сможет найти новый «глобальный подход» к вопросу перспектив формирования диалога между Берном и Брюсселем. Катализатором или импульсом прогресса может стать налоговое досье, которое бы охватывало самый широкий спектр вопросов, от налогообложения прибыли на вложенный капитал вплоть до заключения новых Договоров об избежании двойного налогообложения и регулирования налогового режима ряда кантонов.
«В определенном смысле в этих областях ЕС очень заинтересован в Швейцарии. Брюссель очень хотел бы отменить как определенные налоговые привилегии, существующие в некоторых кантонах Швейцарии, так и Договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Берном в прошлом году с Германией и Великобританией», - указывает Ж. Руссотто.
Иными словами: налоговая карта может при определенных обстоятельствах стать для Берна джокером. «Если Швейцария сможет грамотно выстроить свою линию в рамках налоговых переговоров с ЕС, то тогда Брюссель мог бы пойти Берну навстречу в институциональных вопросах», - уверен юрист.