Вчера зал знаменитого учебного заведения, школы «Alpine Schule», был забит молодежью, приехавшей в Давос как из самой Швейцарии, так и из дальних стран, таких, как Филиппины или Аргентина. Глаза их были обращены на почетных гостей первого дискуссионного раунда в рамках на важнейшей площадки Давосского форума, подиума «Open Forum Davos», среди которых бывший британский премьер Гордон Браун и бывший же председатель европейского ЦБ Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet).
Общий тон выступлений связан с финансовым кризисом и проблемой государственных долгов, ставшими для мировых политических лидеров сложнейшим испытанием. Они были вынуждены принимать судьбоносные решения очень быстро, иногда даже нарушая все демократические нормы, выступая против воли собственного населения.
«Мы столкнулись с самым страшным со времен первой мировой войны кризисом, последствия которого сейчас оценить пока невозможно», - говорит Трише, - «но уже сейчас ясно одно: решения новых проблем не стоит искать в учебниках по экономике. Мы должны найти в себе силы изобрести эти учебники заново и полностью реализовать то, что нам станет ясно в ходе борьбы с нынешним кризисом».
Роль политического лидера за последние сорок лет изменилась кардинально, - признает Г. Браун. «Давление глобализированного мира становится все более сильным. Раньше британский премьер еще мог себе позволить писать стихи или спать, вместо того, чтобы отправится на встречу с президентом США Кеннеди. Сегодня такого поведения никто бы не понял».
Публика смеется, а Браун продолжает: «Политический лидер должен иметь мужество, добиваться реализации даже ранее неслыханных предложений. Он нуждается в мудрости и смирении – в качествах, которые в современном мире, признаемся, встречаются нечасто». Сегодня приходится жить «между диктатом жесткой целесообразности, долговременными стратегиями и, с другой стороны, необходимостью, если надо, показывать мгновенную реакцию. И все это еще более затрудняет поиск смелых решений».
В центре – демократия
Эта тема – актуальней некуда, особенно если вспомнить недовольство, вызванное в Италии жесткими мерами экономии правительства Монти, или упреки в адрес германской канцлера Ангелы Меркель в том, что она, мол, блокирует все попытки спасти евро.
В то время как критики говорят о процессе экономизации политики, Трише рассматривает демократию как политическую систему в качестве препятствия на пути тех, кто хотел бы на самом деле найти выход из ситуации кризиса.
«Население часто не осознает всех масштабов кризиса, а потому зачастую бывает очень сложно обосновать и оправдать применение непопулярных, но необходимых мер. Для этого политикам нужно мужество и перспективное видение проблем». То есть, спрашивает Трише модератор подиума Ли Боллингер (Lee Bollinger), президент авторитетного «Columbia Universität», чтобы победить кризис, достаточно «немного пожертвовать демократией»?
Трише не согласен с такой постановкой вопроса, подчеркивает, однако, «как сложно порой объяснить людям необходимость немедленных действий с тем, чтобы предотвратить еще более тяжелые последствия. Если бы я тогда в 2008 году сидел в бездействии, кризис был бы еще более сильным».
Мужество и убежденность
Из числа слушателей раздается голос молодой дамы. Она хочет знать, «как стать настоящим лидером». Жан-Клод Бивер (Jean-Claude Biver), председатель правления компании «Hublot» и человек, широко известный в узких часовых кругах, отвечает так: «Лидер должен иметь четкое видение, у него должно быть мужество и убеждение в правильности того, что он делает. Именно эти качества позволили швейцарцам первым в мире начать производить полностью механические часы, еще до японцев!»
по мнению бывшего израильского премьера Эхуда Барака (Ehud Barak) истинные качества лидера раскрываются именно в период кризиса, когда необходимо действовать порой инстинктивно, не задавая лишних вопросов. Он признает, что история рождала сплошь и рядом плохих лидеров, поэтому руководитель, преодолевая кризис, должен следить за тем, чтобы не перейти черту. Пример? «Арабская весна». Это очень важное движение, но теперь, с усилением исламских сил, грозит ограничение демократии».
Когда мы едины…
Сильные личности, мужественные руководители, изобретательные предприниматели, зоркие политики… Столь высокопарные прилагательные заполняют зал без остатка. Однако лозунги лозунгами, но публика требует конкретных гарантий в плане реформ современного глобального мира.
Бывший премьер Браун подчеркивает в этой связи, что «главным вызовом нового 2012 г. станет возвращение политическому порядку, в основе которого находятся сильные моральные ценности. Но чтобы добиться в этом смысле эффекта, нам нужна глобальная дискуссия о таких ценностях, которые стоило бы защищать.
Нам нужно объединить все силы – политиков, экономистов, предпринимателей, представителей гражданского общества – с тем, чтобы начать решать существующие проблемы последовательно, одну за другой. Например, мы бы могли постараться и все-таки обеспечить, как мы и планировали, уже в 2015 году, достижение так называемых Целей Миллениума». Я убежден, политкорректно говорит Браун в заключение, что «в предстоящей мировой трансформации еще большую роль сыграют в ближайшем будущем женщины, пусть сегодня, на этом подиуме, я не увидел ни одной».
Довести расследование до конца
Что касается российского присутствия в Давосе, то на сей раз ей была посвящена только одна сессия, под названием «Российские перспективы». На острые вопросы иностранных инвесторов в Давосе отвечали первый вице-премьер Игорь Шувалов и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Встреча проходила в закрытом формате. Одним из самых центральных вопросов стало состояние дела юриста Сергея Магнитского, а задал его генеральный директор фонда Hermitage Capital Билл Браудер
«Люди, причастные к убийству Магнитского и раскрытому им хищению бюджетных средств, хорошо известны. При этом российские власти продолжают скрывать от ответственности данных чиновников, несмотря на то что это губительно для репутации России. Господин Шувалов, как вы могли бы ответить, почему это происходит?» — спросил Браудер. Шувалов сказал, что уголовное дело возбуждено против двух врачей, и не нашелся, что ответить на остальные вопросы, хотя и не согласился, что власти прикрывают каких-то людей.
«В разговорах с президентом я не слышал и намека на то, чтобы этих людей покрывать. И это не правительство, а президентский блок Медведева добился отстранения определенных лиц, им предъявлены обвинения. Система, конечно, пытается защитить систему, и реальному расследованию оказывается противостояние. Я считаю, что надо довести расследование до конца и осудить виновных», — цитирует forbes.ru ответ Шувалова.
Освободить МБХ
Главной темой дискуссии все-таки стал вопрос, чего ждать от России в 2012 году, с учетом того, что в прошлом году чистый вывоз капитала из России превысил 80 млрд. долларов. Говорили и о предстоящих президентских выборах.
По словам главы «Реновы» Виктора Вексельберга, все участники сессии ждали острого обсуждения в связи с политическими событиями, но дискуссия в целом прошла абсолютно спокойно. «Это говорит о том, что предсказуемость в целом по отношении к России на сегодняшний день находится на очень высоком уровне», — цитирует ИТАР-ТАСС слова Вексельберга по итогам сессии.
Свое видение экономических вопросов представил и Кудрин. Бывший министр финансов и вице-премьер поддержал идею амнистии бывшего совладельца ЮКОСа Михаила Ходорковского. Новый президент должен сделать это в первые недели после своего избрания, - подчеркнул Кудрин.
«Нам нужна масштабная институциональная реформа, касающаяся прежде всего улучшения качества государственного управления, качества работы всех государственных институтов, повышения их транспарентности, снижения уровня коррупции, улучшения инвестиционного климата. На повестке дня пенсионная реформа, преодоление демографических проблем, реформа образования и еще целый большой список», - цитирует «Интерфакс» слова главы Сбербанка Германа Грефа в кулуарах форума.
И хочется спросить, как в том мультфильме: «Что? Опять?». А на что собственно потрачены были "стабильные" последние 15 лет? Ясно только одно: Россия и весь остальной мир живут в непересекающихся реальностях. И велика опасность, что одна шестая часть земли окончательно пропустит поезд будущего, который почти уже ушел…