Совершим небольшой экскурс в финансовую историю Швейцарии. Она оказывается весьма парадоксальной, из которой следует, что самым старым банком в стране должен быть какой-нибудь маленький банк, но ни в коем случае не гигант типа UBS или CS. Связано это с тем, что в отличие от других банковских центров Европы, таких, как Амстердам или Лондон, создание больших банков в Швейцарии произошло относительно поздно. Еще в 1850 г. в стране не было ни одного банка, который заслуживал бы звание «крупного». Толчком к процессу концентрации банковского капитала в стране стало бурное развитие железнодорожного строительства во второй половине 19-го века.
Первым крупным коммерческим банком стал банк «Schweizerische Kreditanstalt» в Цюрихе (сегодня это Credit Suisse), основанный в 1856 году, то есть примерно на сто лет позже, чем банк Wegelin. Другие финансовые институты так же развиваются в Швейцарии только в 19-м веке. Например, волна создания банков, относящихся к типу «сберегательная касса», началась в Швейцарии в 1815 году после окончания наполеоновских войн, а первые кантональные банки начинают образовываться только в 1830-е г. в рамках так называемой эпохи «Регенерации», то есть в период либерализации политического и экономического порядка в кантонах. Банк «Zürcher Kantonalbank», например, начал работать только в 1870 году, одновременно со вступлением в силу новой кантональной конституции. Первые земельные банки и банки локального уровня так же возникали в Швейцарии не раньше 1815 года.
Таким образом, старейшим банком в Швейцарии может быть только частный банк. С датировками, однако, порой возникают трудности, если учесть, что в 18 веке торговые и банковские операции четко не отделялись друг от друга. Банковский дом «Rahn & Bodmer» утверждает, например, на своем сайте, что годом их основания является год 1750-й. Однако в 1750 году цюрихскими предпринимателями Каспаром и Хансом Конрадом Шультхессом (Caspar und Hans Conrad Schulthess) был основан не банк, а предприятие, торговавшее шелком. Собственно банковским бизнесом «Rahn & Bodmer» занимается едва ли сто лет. Впрочем, в Цюрихе этот банк и в самом деле может занимать первое место по возрасту среди частных финансовых институтов.
Такая же ситуация и с банкирскими домами «La Roche & Co Banquiers», основанным в 1787 голом Бенедиктом ла Рошем (Benedikt La Roche) и «Landolt & Cie.», существующим с 1780 года. Оба банка с гордостью называют себя старейшим банком соответственно Базеля и Западной Швейцарии. Поэтому если брать все же дату начала ведения конкретно банковского бизнеса, то оказывается, что старейшим банком должен считаться женевский банк «Lombard Odier Darier Hentsch & Cie.», так как все банки, которые потом вошли в состав этого финансового института, имеют возраст более 200 лет: в 1795 году был основан банк «Ferrier, Darier & Cie.», в 1796 году – банк «Hentsch & Cie.», в 1798 году – банк «Henri Hentsch & Jean Gédéon Lombard».
Интересно обратить внимание на то, что даты основания частных банков как-то так подозрительно концентрируются практически в одной эпохе, которую можно назвать эпохой французской революции. Парадокс – эпоха эта была, мягко говоря, не самой привлекательной для бизнеса. В 1789 г. началась революция во Франции, в 1792 году в самой Женеве происходит политический переворот, результатом которого стало массовое банкротство женевских финансовых домов. В 1798 году Франция проводит аннексию Женевы, что еще больше осложнило банковский бизнес. И, тем не менее, банки основывались, причем очень успешно. С чем это связано? Историки пока не изучили подробно этот вопрос.
Когда банк «Pictet» отмечал в 2005 году своей 200-летний юбилей, в свет вышла замечательная, профинансированная банком, книга об истории мировых финансовых центров «Capitals of Capital», автором которой был женевский профессор Юссеф Кассис (Youssef Cassis). Но что касается собственно истории банка, то в книге мало что можно было найти нового. Так, подтверждалось, что в 1805 году был основан банк «De Candolle, Mallet & Cie.», из которого позже вышел банк «Pictet & Cie.». Напомним, что в 1805 году Наполеон нанес поражения Австрии и России. Поэтому вопрос остается – как в период революции и большой европейской войны швейцарским банкирам удавалось успешно основывать банковские структуры, и добиваться их процветания? Так что историкам есть еще над чем поработать.