РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



«Pro Helvetia» смотрит на восток


10.02.2012

«Pro Helvetia» смотрит на восток


«За последние годы мы получили целый ряд запросов со стороны швейцарских деятелей культуры, которые хотели бы поработать в России. И как это уже было несколько лет назад в случае с Китаем, мы ответили: «Всегда готовы!», - рассказывает Марио Аннони (Mario Annoni), президент швейцарского фонда культурного экспорта «Pro Helvetia» в интервью порталу swissinfo.ch.

«Культурные обмены за зарубежными странами с некоторых пор стали одной из основ политики фонда «Pro Helvetia», они стали нашим характерным отличием», - говорит директор фонда Пиус Кнюзель (Pius Knüsel) в интервью порталу swissinfo.ch, - «Мы стараемся проникнуть туда, где деятелям культуры из Швейцарии особенно нелегко встать на ноги. Наше присутствие в этих странах способно облегчить им решение этой задачи». После Польши, Индии, Египта, ЮАР и Китая фонд «Pro Helvetia» обращает свой взгляд на Москву, где в сотрудничестве со швейцарским МИД в 2015 году должно открыться постоянное представительство фонда.

«С точки зрения культурной и творческой Россия является очень интересной страной», - говорит Оливер Куэнде (Oliver Cuendet), первый гостевой директор Пермской оперы в интервью порталу swissinfo.ch, - «Многие российские музыканты отличаются выдающимися талантами, а главное, они еще не растеряли до конца своего идеализма. Они, особенно те, кто живет не в столице, открыты для всего нового и стремятся к новым знаниям».

Оливер Куэнде знает российскую культурную сцену не понаслышке. Как и для многих других творческих людей из Швейцарии, Россия стала для него второй родиной, не в последнюю очередь благодаря проектам, реализованным при поддержке фонда «Pro Helvetia». «Творческие деятели из Восточной Европы всегда с большим интересом приветствовали культурные инициативы из Швейцарии, в возникающее сотрудничество почти всегда приводило к очень неожиданным результатам», - подчеркивает он.

Имея огромный опыт продвижения швейцарской культуры за рубежом, фонд «Pro Helvetia» намерен таки достучаться до 142-миллионной России, несмотря на все политические и бюрократические барьеры. «Придя в 2008 году в Китай, мы обнаружили страну, которая кипит», - говорит П. Кнюзель. - «Положение в России куда проще. Гражданское общество лучше организовано, существуют четко организованные структуры и частные актеры, которые готовы инвестировать в культуру. Найти надежных партнеров проще в России, чем в Китае, где, - наряду с политическим контролем, - царит повсеместный дух коммерции».

Что касается политической нестабильности в России, тот тут успокаивающие слова находит швейцарское внешнеполитическое ведомство, главный партнер фонда «Pro Helvetia» на его пути в загадочную Россию: «Я не думаю, что эта проблематика будет влиять на культурный обмен между Швейцарией и Россией». Так считает Жан-Филипп Ютци (Jean-Philippe Jutzi), глава департамента внешней культурной политики в интервью порталу swissinfo.ch. По его словам, «сотрудничество между деятелями культуры будет продолжаться, также и потому, что культура, будучи инструментом диалога и коммуникации, вносит свой вклад в снятие конфликтов и в устранение причин, которые к этим конфликтам приводят».

Усиление культурного присутствия в России происходит, увы, за счет закрытия представительства фонда «Pro Helvetia» в Варшаве. Это был единственный офис фонда в Восточной Европе. Теперь культурная ситуация в этой части старого континента стабилизировалась, поэтому, имея в виду, конечно, и финансовую экономию, фонд решил покинуть Европу и обосноваться в России.

«После распада СССР в 1991 году Швейцария стала одной из первых западных стран, активно поддержавших политическую, культурную и экономическую трансформацию в странах, образующих так называемую Вышеградскую группу, то есть в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии», - говорит Улла Кропивиец (Ula Kropiwiec), руководитель офиса фонда «Pro Helvetia» в Варшаве в интервью порталу swissinfo.ch.

«Почти половину столетия творческие люди в этих странах вынуждены были жить в условиях жесткой цензуры, которая постоянно принуждала их занимать четкую позицию по отношению к режиму – или за, или против. После краха режима они оказались на свободе, однако у них не было ни структур, ни финансовых средств для реализации своих проектов».

В этих условиях фонду «Pro Helvetia» было поручено поддержать в этих странах возникновение и развитие независимой культурной сцены. С этой целью фонд получил особый мандат со стороны швейцарского МИД, конкретно, от Дирекции по развитию и сотрудничеству (Deza). Офисы «Pro Helvetia» были открыты в Будапеште, Кракове, Праге и Братиславе. За короткое время фонду удалось завоевать репутацию «надежной структуры, которой можно доверять».

«Но сначала было очень непросто», - рассказывает У. Кропивиец, - «В 2002 году мы предложили швейцарским кураторам из фонда посетить Восточную Европу, однако желающих тогда не нашлось. Обе стороны отличались определенной долей равнодушия и невежества». Сегодня сотрудничество во всех сферах культурной жизни – от театра и танца к музыке и кино и до литературы и фотографии – развивается в этом регионе очень интенсивно».

Теперь на очереди – Россия, культурные связи которой со Швейцарией имеют многовековую историю. Но уже сейчас «Pro Helvetia» думает и на дальнюю перспективу. По крайней мере, на это намекает М. Аннони. «Опыт, который мы соберем в России, может помочь нам развивать свое присутствие, например, в Латинской Америке. Швейцарские деятели культуры очень интересуются этим регионом мира, и, кто знает, может быть через десять лет мы позитивно откликнемся и на эти пожелания».

На фото: Ал. Невский монастырь в Санкт-Петербурге, носящий следы швейцарской архитектуры