«За последние годы мы получили целый ряд запросов со стороны швейцарских деятелей культуры, которые хотели бы поработать в России. И как это уже было несколько лет назад в случае с Китаем, мы ответили: «Всегда готовы!», - рассказывает Марио Аннони (Mario Annoni), президент швейцарского фонда культурного экспорта «Pro Helvetia» в интервью порталу swissinfo.ch.
«Культурные обмены за зарубежными странами с некоторых пор стали одной из основ политики фонда «Pro Helvetia», они стали нашим характерным отличием», - говорит директор фонда Пиус Кнюзель (Pius Knüsel) в интервью порталу swissinfo.ch, - «Мы стараемся проникнуть туда, где деятелям культуры из Швейцарии особенно нелегко встать на ноги. Наше присутствие в этих странах способно облегчить им решение этой задачи». После Польши, Индии, Египта, ЮАР и Китая фонд «Pro Helvetia» обращает свой взгляд на Москву, где в сотрудничестве со швейцарским МИД в 2015 году должно открыться постоянное представительство фонда.
«С точки зрения культурной и творческой Россия является очень интересной страной», - говорит Оливер Куэнде (Oliver Cuendet), первый гостевой директор Пермской оперы в интервью порталу swissinfo.ch, - «Многие российские музыканты отличаются выдающимися талантами, а главное, они еще не растеряли до конца своего идеализма. Они, особенно те, кто живет не в столице, открыты для всего нового и стремятся к новым знаниям».
Оливер Куэнде знает российскую культурную сцену не понаслышке. Как и для многих других творческих людей из Швейцарии, Россия стала для него второй родиной, не в последнюю очередь благодаря проектам, реализованным при поддержке фонда «Pro Helvetia». «Творческие деятели из Восточной Европы всегда с большим интересом приветствовали культурные инициативы из Швейцарии, в возникающее сотрудничество почти всегда приводило к очень неожиданным результатам», - подчеркивает он.
Имея огромный опыт продвижения швейцарской культуры за рубежом, фонд «Pro Helvetia» намерен таки достучаться до 142-миллионной России, несмотря на все политические и бюрократические барьеры. «Придя в 2008 году в Китай, мы обнаружили страну, которая кипит», - говорит П. Кнюзель. - «Положение в России куда проще. Гражданское общество лучше организовано, существуют четко организованные структуры и частные актеры, которые готовы инвестировать в культуру. Найти надежных партнеров проще в России, чем в Китае, где, - наряду с политическим контролем, - царит повсеместный дух коммерции».
Что касается политической нестабильности в России, тот тут успокаивающие слова находит швейцарское внешнеполитическое ведомство, главный партнер фонда «Pro Helvetia» на его пути в загадочную Россию: «Я не думаю, что эта проблематика будет влиять на культурный обмен между Швейцарией и Россией». Так считает Жан-Филипп Ютци (Jean-Philippe Jutzi), глава департамента внешней культурной политики в интервью порталу swissinfo.ch. По его словам, «сотрудничество между деятелями культуры будет продолжаться, также и потому, что культура, будучи инструментом диалога и коммуникации, вносит свой вклад в снятие конфликтов и в устранение причин, которые к этим конфликтам приводят».
Усиление культурного присутствия в России происходит, увы, за счет закрытия представительства фонда «Pro Helvetia» в Варшаве. Это был единственный офис фонда в Восточной Европе. Теперь культурная ситуация в этой части старого континента стабилизировалась, поэтому, имея в виду, конечно, и финансовую экономию, фонд решил покинуть Европу и обосноваться в России.
«После распада СССР в 1991 году Швейцария стала одной из первых западных стран, активно поддержавших политическую, культурную и экономическую трансформацию в странах, образующих так называемую Вышеградскую группу, то есть в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии», - говорит Улла Кропивиец (Ula Kropiwiec), руководитель офиса фонда «Pro Helvetia» в Варшаве в интервью порталу swissinfo.ch.
«Почти половину столетия творческие люди в этих странах вынуждены были жить в условиях жесткой цензуры, которая постоянно принуждала их занимать четкую позицию по отношению к режиму – или за, или против. После краха режима они оказались на свободе, однако у них не было ни структур, ни финансовых средств для реализации своих проектов».
В этих условиях фонду «Pro Helvetia» было поручено поддержать в этих странах возникновение и развитие независимой культурной сцены. С этой целью фонд получил особый мандат со стороны швейцарского МИД, конкретно, от Дирекции по развитию и сотрудничеству (Deza). Офисы «Pro Helvetia» были открыты в Будапеште, Кракове, Праге и Братиславе. За короткое время фонду удалось завоевать репутацию «надежной структуры, которой можно доверять».
«Но сначала было очень непросто», - рассказывает У. Кропивиец, - «В 2002 году мы предложили швейцарским кураторам из фонда посетить Восточную Европу, однако желающих тогда не нашлось. Обе стороны отличались определенной долей равнодушия и невежества». Сегодня сотрудничество во всех сферах культурной жизни – от театра и танца к музыке и кино и до литературы и фотографии – развивается в этом регионе очень интенсивно».
Теперь на очереди – Россия, культурные связи которой со Швейцарией имеют многовековую историю. Но уже сейчас «Pro Helvetia» думает и на дальнюю перспективу. По крайней мере, на это намекает М. Аннони. «Опыт, который мы соберем в России, может помочь нам развивать свое присутствие, например, в Латинской Америке. Швейцарские деятели культуры очень интересуются этим регионом мира, и, кто знает, может быть через десять лет мы позитивно откликнемся и на эти пожелания».
На фото: Ал. Невский монастырь в Санкт-Петербурге, носящий следы швейцарской архитектуры