Одно из таких малых предприятий – компания TESA, расположенная в кантоне Во, в городе Рененс (Renens), что недалеко от Лозанны. Вышеупомянутый ряд мер по поддержке инновационных компаний и технологий стоимостью почти в 100 миллионов франков оказался для этой компанией очень «нужным и своевременным», тем более, что еще одна цель этой программы – налаживание и развитие прицельного трансферта знаний и информации между университетской наукой и промышленностью.
В компании TESA работает около 400 инженеров и разработчиков. Каждый из них имеет четко очерченный круг конкретных задач, но все они служат достижению одной общей цели, а именно, производству высококачественной измерительной аппаратуры, которая может применяться в автомобильной, авиационной и часовой промышленности.
Сейчас в цехах компании царят деловитое спокойствие и сосредоточенность, однако последние месяцы были для нее весьма бурными и сложными. Прошлой осенью рабочие и служащие компании отвергли предложения руководства фирмы увеличить продолжительность рабочего дня без соответствующих компенсаций. Понятно, что отношения между дирекцией и профсоюзами были более чем напряженными.
«Дорогой швейцарский франк стал причиной очень сложной ситуации, в которой оказалась фирма и ее персонал. Однако мы никогда даже и не думали и не планировали закрывать наше производство в Рененсе», - говорит Флориана Жакме (Floriane Jacquemet), пресс-секретарь компании TESA, в интервью порталу swissinfo.ch. - «Напротив, в этом году мы намерены инвестировать 3,5 миллиона франков с тем, чтобы модернизировать фабрику, в частности, путем строительства нового цеха гальванических технологий. А это означает, что наш хозяин, шведская группа компаний «Hexagon», продолжает верить в нас».
TESA, борющаяся за выживание на очень сложном рынке (она вынуждена сражаться с целой дюжиной весьма серьезных конкурентов), на 80% зависит от спроса на иностранных рынках. Именно поэтому компания должна постоянно искать ниши, в которых она могла бы обеспечить себе прибавленную стоимость, которая, в свою очередь, стала бы генератором средств для выплат высоких швейцарских зарплат и для компенсации постоянно сжимающейся нормы прибыли.
«Мы просто обязаны постоянно быть на переднем фронте инновационного развития, если, конечно, мы и дальше хотим сохранять рабочие места в Швейцарии», - говорит Бенжамин Вулио (Benjamin Vullioud), руководящий в компании TESA отделом НИОКР. Так же, как и целый ряд других малых и средних предприятий, в декабре 2011 года компания TESA получила финансовую поддержку со стороны федеральных властей, выделивших на цели поддержки инновационного производства сразу 100 миллионов франков.
80% ходатайств на получение поддержки из этого 100-миллионного бюджета были отвергнуты, но компании TESA повезло. Она получила средства для того, чтобы поддержать своих важнейших партнеров. В результате, например, несколько сот тысяч франков получил Швейцарский центр электроники и микротехники (Schweizer Zentrum für Elektronik und Mikrotechnik - CSEM) в Невшателе, компания, которая как раз обеспечивает перетекание знаний и разработок из науки в промышленность.
В настоящее время Центр разрабатывает, по его собственным словам, «революционную», пока еще нигде не запатентованную, а потому совершенно секретную, измерительную технику, которая будет способна обеспечить компании TESA решающее преимущество в борьбе с конкурентами.
Теперь, правда, инженеры CSEM попали в жесткий цейтнот, так как TESA ожидает поступление первого прототипа уже к концу текущего года. Этот проект имеет потенциал быстрой коммерциализации, но одновременно он содержит в себе и определенные риски, в частности, риск того, что приборы на основе новой технологии не будут достаточно компактными. Однако если все проблемы будут решены и все пороги обойдены, то тогда прибыль от этого получит не только TESA, но и другие предприятия.
Ведь создавая технологию для одного клиента, производитель одновременно решает целый ряд проблем, над которыми приходилось биться и другим производителям. Клиент располагает результатами исследований в форме конкретной технологии, но фундаментальные открытия, совершенные в ходе ее создания, могут использоваться и в других отраслях и сферах производства. Такова суть экономики инноваций – отдающие знания все равно с ним не расстаются.
Многие наблюдатели и участники рынка указывают на то, что в кризисный период специфическим швейцарским козырем может стать именно развитие тесного сотрудничества высшей школы, НИИ и промышленных предприятий. Пусть по оценкам ЕС Швейцария в настоящее время и так находится на самом верху списка инновативных наций, все равно, почивать на лаврах она не должна, а такого рода трехсторонняя кооперация имеет шанс стать для Конфедерации надежным билетом в инновационное будущее.
Осознали это и парламентарии. Обе палаты парламента предложили недавно правительству дать все-таки второй шанс тем, кто не получил финансовой поддержки федерального центра в декабре 2011 г. «Проекты с серьезным потенциалом развития нельзя пропускать, их нужно поддерживать», - считает Анна Сейду-Крист (Anne Seydoux-Christe), депутат Совета кантонов, малой палаты парламента Швейцарии, от партии демохристиан кантона Юра.
«Мы не говорим о том, чтобы бесконечно субсидировать все компании без разбору, речь идет всего лишь о необходимости придать лучшим из них импульс к развитию». Столкнувшись с таким настроением парламента, правительство, как видно, рано или поздно, но будет вынуждено еще раз залезть в «закрома родины». «Причем финансирование новых инновационных проектов не должно идти в ущерб сфере образования», - предупреждает А. Сейду-Крист.
Генеральный директор Швейцарского центра электроники и микротехники Марио Эль-Кури (Mario El-Khoury) рассматривает выделенные 100 миллионов в качестве весьма своевременно инвестированных средств, которые «позволят создавать и сохранять сотни рабочих мест в самой Швейцарии. Эффект от таких инвестиций будет чувствоваться очень долго и после окончания мирового кризиса. Они запускают своего рода всплеск рождаемости в сфере инноваций, что очень выгодно для Швейцарии».