«Восточный тренд» в швейцарском экспорте является вполне логичным явлением, обусловленным, с одной стороны, новыми возможностями в так называемых «пороговых странах», с другой стороны – невыгодным соотношением швейцарского франка к евро и американскому доллару. Не удивительны, поэтому, и недавно опубликованные статистические данные за 2011 г.
Из них следует, что в прошлом году швейцарский импорт в Китай и Гонконг вырос на 19%, в Индию - на 15%, в Россию – на 13%. В общей структуре швейцарского экспорта доля вывоза в ЕС сократилась с двух третей до 60%, тогда как доля стран группы BRIC возросла в последние годы с 7,6% до 8,4% в 2011 году.
Сокращение экспорта в еврозону в первую очередь связано с усилением швейцарской валюты. Именно сильный франк называется большинством предпринимателей главной причиной, из-за которой им пришлось снизить отпускные цены на свою продукцию в среднем на 5,5% - а иначе им было бы просто невозможно удержаться на рынке.
Впрочем, компанию «Baumot», производящую фильтры для систем автомобильного выхлопа, пойти на китайский рынок заставили не только сильный франк или стагнирующая экономика Европейского союза. В компании правильно просчитали, что основной побочной проблемой китайского промышленного роста является гигантское загрязнение окружающей среды, и что Китай будет заинтересован в снижении выбросов углекислоты и мелких аэрозолей в атмосферу, что могло бы обеспечить компании до трети промышленного оборота.
Но при этом глава компании «Baumot» Маркус Хауссер (Marcus Hausser) призывает не спешить рассматривать китайский рынок как чудодейственное средство против экономического кризиса. «Нашим основным потребителем остается Европа – по той простой причине, что все важнейшие тенденции в нашей отрасли исходят из Европы». Китай очень важен, и присутствовать на китайском рынке необходимо. «Однако экспортеры, которые делают ставку исключительно на Китай, совершают большую ошибку, с учетом того, что рано или поздно, но почти неизбежно мотор китайского экономического роста начнет давать сбои».
Маркус Хауссер признает, что неблагоприятное развитие обменного курса франка по отношению к евро и доллару США стало для него «головной болью». С другой стороны «швейцарские экспортеры привыкли к необходимости оставаться конкурентоспособными даже в условиях твердой национальной валюты. И если бы единственным преимуществом наших товаров был только тот факт, что он произведен в условиях слабой национальной валюты, то это означало бы, что нам давно пора схватиться за голову и радикально пересмотреть всю деловую стратегию».
Работающая в области производства детских продуктов питания компания «Hochdorf» из кантона Люцерн так же рассматривает Китай как страну с весьма перспективным рынком для сбыта своей продукции, особенно после громкого скандала с обнаружением ядовитого вещества меламин в детском питании китайского производства. «Многие в Китае больше не доверяют местным молочным продуктам», - говорит Эдит Кох (Edith Koch), курирующая азиатские рынки, в интервью порталу swissinfo.ch. При этом продукты «swiss made» пользуются в Китае хорошей репутацией, прежде всего в смысле качества. «Это дает нам хорошие шансы завоевать свою нишу на китайском рынке», - уверена Э. Кох.
И все-таки Азия не является единственным перспективным рынком для швейцарских экспортеров. Ведь статистика швейцарского экспорта за 2011 год, показывающая высокую долю вывоза в Китай и другие азиатские страны, выглядит так, в конечном итоге, исключительно из-за экспортных успехов швейцарской часовой индустрии. Конечно, вывоз в страны Европейского союза, находящиеся в экономической стагнации (Греция. Португалия), в значительной степени сократился. Столь же заметно сжался даже вывоз и в страны с более благоприятной промышленной ситуацией (Великобритания, Нидерланды).
Но в качестве спасительного якоря для Швейцарии все равно остается такой гигант, как Германия. В 2011 году экономика ФРГ выросла на 5,5%. Вырос и экспорт Германии, который в 2011 г. достиг 1, 2 триллиона (1 200 миллиардов) франков. На этом фоне, конечно, швейцарские показатели (рост экспорта на 2,1% до общей суммы в 197 миллиардов франков) выглядят довольно скромно. И, тем не менее, именно экономический успех Германии во многом помог швейцарской экспортной промышлености не только удержать достигнутые рубежи, но и сделать шаг вперед в развитии. Ведь германский экспорт серьезно зависит от поставок комплектующих и услуг из Швейцарии.
Еще один рынок, который обеспечил швейцарскому экспорту в 2011 году стабильный спрос – это США. Вывоз в Соединенные Штаты из Швейцарии вырос на 2,4%, в результате чего американский рынок стал вторым по значимости для швейцарской экспортной промышленности.
Патрик Джизмедян (Patrick Djizmedjian) из Организации поддержки швейцарского экспорта Osec порекомендовал недавно швейцарским экспортерам равномерно распределять свои риски по странам, регионам и рынкам. «Частью устойчивой экспортной стратегии является, несомненно, избежание односторонней зависимости от зон хождения евро или доллара», - заявил он в интервью порталу swissinfo.ch. – «В быстро развивающихся пороговых странах, прежде всего в Азии, швейцарские экспортеры могут обеспечить себе неплохие деловые перспективы».
По его словам, только в странах блока ASEAN насчитывается до 600 миллионов потенциальных потребителей. «Такие страны, как Индонезия, Вьетнам, Таиланд и Филиппины становятся для швейцарского экспорта все более важными. Но при этом столь же очевидно, что успех экспортной стратегии зависит от наличия как средне-, так и долгосрочного планирования. И если, например, 80% экспорта данной компании ориентированы на еврозону, то ей будет очень непросто за несколько месяцев развернуться на 180 градусов и начать искать счастья в «пороговых странах».
Таким образом, успешная стратегия экспорта должна искать новые шансы в новых странах, не забывая уже проторенных путей и старых надежных партнеров.