Первый президентский срок Владимира Путина пришелся на годы с 2000 по 2008. После четырехлетнего перерыва бывший сотрудник советских спецслужб возвращается на пост руководителя страны со 143-миллионным населением, будучи единственным кандидатом, обладающим реальными возможностями прихода к власти. Но означает ли это в самом деле, что «если не он, то кто же»?
Гаэтан Ванней (Gaëtan Vannay), руководитель редакции иностранной информации на франкоязычном швейцарском радио и телевидении (RTS), исходит из однозначной победы Путина. «Для меня нет никаких сомнений, что он получит от 65 до 75% голосов», - говорит Г. Ванней в интервью порталу swissinfo.ch. Бывший московский корреспондент RTS, хорошо знающий Россию и объездивший ее вдоль и поперек, исходит из того, что для определения победителя завтра второго тура скорее всего не потребуется.
Такого же мнения придерживается Жан-Филипп Жаккар (Jean-Philippe Jaccard), профессор Института России при Женевском университете. «Все до единого конкуренты Путина на выборах не вызывают особого доверия. Даже если сложить все их голоса, все равно они едва ли перешагнули 50-процентную планку». В этих условиях не понадобится даже прибегать к широкомасштабным фальсификациям, говорит Ж.-Ф. Жаккар, который учился в России и регулярно приезжает в страну до сих пор. По его мнению, Путина все любят и большинство признает его законным президентом.
Российская конституция запрещает занимать пост президента более чем два раза подряд, поэтому в 2008 году Путин передал пост главы государства своему верному ученику и соратнику Дмитрию Медведеву. Получив 70% голосов, Медведев немедленно произвел Путина в главы правительства России. В сентябре прошлого года, на завершающей стадии своего президентства, Медведев сам со своей стороны выдвинул Путина кандидатом на пост президента. Путин со своей стороны – кто бы мог подумать – изъявил готовность принять на себя обязанности президента и заявил, что Медведев будет прекрасным премьером.
Такого рода рокировки между владельцами двух самых важных политических постов в стране вызвали недоумение даже в рядах «правящей» партии «Единая Россия». «Четыре года назад люди избрали Медведева, потому что они считали, что он не принадлежит к старой властной клике и склонен к более современному стилю правления, особенно, что касается борьбы с коррупцией, представляющей собой одну из самых серьезных проблем современной России», - говорит Жаккар. Сегодня однако стало ясно, что Медведев являлся простой марионеткой Путина, - указывает швейцарский ученый.
Недовольство этим и всеобщий скепсис проявились уже на парламентских выборах в декабре 2011 года, когда партия «ЕР» провалилась на 15% по сравнению с предыдущими выборами в 2007 году. И это несмотря на массовые нарушения и фальсификации, факт которых был установлен независимыми наблюдателями от ОБСЕ. Однако эта громкая оплеуха, полученная «партией власти», как видно, ровным счетом никак не сказывается на репутации самого Путина. «С момента своего прихода к власти в 2000 году ему постоянно удается продавать себя народу как человека, который спас страну от сумбура и хаоса «лихих» ельцинских 90-х годов», - указывает Г. Ванней.
Профессор Жаккар указывает, что при Путине «повышались пенсии» и что он, якобы, «претворил в жизнь ясный экономический план развития. Сегодня, несмотря на весь доселе невиданный размах коррупции, людям в России все-таки живется немного лучше, чем раньше». По его словам, так же, Путину удалось «наполнить сознание бывших граждан СССР новой национальной гордостью, однако не стоит забывать, что свою роль параллельно здесь играет дух империализма и тесно с ним связанный национализм».
Уверенность в собственной силе Путин, как будущий президент, стремится подкрепить, например, увеличением военных расходов до 590 миллиардов долларов, которые предполагается потратить в течение следующих 10 лет. Инвестиции в военную сферу следует рассматривать как солидную инъекцию средств в экономику страны в целом, подчеркивает Г. Ванней. Тот факт, что в России умирают наука и образования, и то обстоятельство, что на этом фоне такие военные расходы выглядят цинизмом, Г. Ванней в расчет не принимает.
Для него важнее, что возвращения к холодной войне бояться не стоит. «За этими расходами не стоит ровным счетом никакой идеологии, скорее желание вновь иметь возможность играть в оркестре самых развитых стран мира». Именно эта логика стоит, по мнению журналиста, и за стремлением России во что бы то ни стало поддерживать режим Ассада в Сирии, в стране, которая своим портом Тартус обеспечивает России единственную возможность прямого доступа к Средиземному морю.
Россия пропустила возможность развивать у себя демократию по западному образцу. Тот, кто сотни лет был в рабском состоянии, того не освободят так сразу никакие перестройки. Таковы только некоторые из тезисов, содержавшиеся в эссе живущего в Швейцарии российского писателя Михаила Шишкина в бесплатном журнале «Coopération», выпускаемом крупнейшим швейцарским ритейлером СООР.
Ж.-Ф. Жаккар, хорошо знакомый с писателем, считает, что этот аргумент не объясняет факта отсутствия в России организованной оппозиции. «Нет на свете ни одного народа, который был бы изначально предопределен быть рабом. Да, Россия едва ли когда переживала времена настоящей демократии, однако даже разные цари правили по-разному, и не всегда на Руси задавали тон такие, как Иван Грозный». Г. Ванней ссылается, со своей стороны, на начальный период правления Ельцина, когда дебаты в парламенте приковывали к телевизору полстраны. Но не только.
«Тогда на улицы выходили сотни тысяч человек, в 1991 году именно они отразили путч, предпринятый старыми коммунистическими функционерами. Однако потом демократическое самосознание народа, в самом деле, «несколько уснуло. Сыграли ли свою роль тяготы повседневной жизни? Так или иначе, сейчас, когда жизнь стала немного лучше, люди опять вышли на улицы. Переизбрание Путина в 2018 году будет, поэтому, куда более проблематичным», - предполагает Г. Ванней.