РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Швейцария была страной из сериала «Mad M...


11.04.2012

Швейцария была страной из сериала «Mad Men»


К такому выводу можно прийти, ознакомившись с социологическим исследованием, проведенным Институтом анализа промышленной конъюнктуры при ВТШ Цюриха (KOF). Вообще-то в центре исследования стояла задача подсчитать количество рабочего времени, затрачивавшегося в год среднестатистическим швейцарцем на работу. Выяснилось, что, начиная с 1950-го года, среднее количество времени, затрачиваемого в Швейцарии на труд, неуклонно сокращалось – с 2 400 часов в год в 1950 году до нынешних 1 600.

Авторами исследования выступили сотрудники Института Михаэль Зигенталер (Michael Siegenthaler) и Михаэль граф (Michael Graff). По их словам, они даже не ожидали, что за последние полвека объем времени, затрачиваемого средним швейцарцем на труд, так сократился. Впрочем, это очень полезное открытие, которое поможет скорректировать и сделать более точными все ранее созданные социологические модели. До сего дня они исходили из того, что в среднем сейчас на труд в год у одного гражданина Конфедерации уходит 2 150 часов. Однако более реальный показатель – именно 1 600 часов.

По мнению авторов исследования есть три фактора, которые повлияли на столь заметное сокращение рабочего времени. Во-первых, это связано со структурными и технологическими причинами, в результате которых средняя продолжительность рабочей недели составляет теперь в Швейцарии не 50 часов, а 42 часа. Во-вторых, стандартом сегодняшней Швейцарии является оплачиваемый отпуск в пять недель (от шестидневного отпуска швейцарцы сами отказались на последнем референдуме). Третий фактор – рост количества работников, занятых неполный рабочий день. Если в 1950 году таких было 5% от всех трудящихся, то сегодня – 31%.

Все это, однако, не противоречит росту числа психических расстройств, связанных со стрессом на работе и с душевным истощением из-за этого стресса. «Количество часов, проведенных на работе, ничего не говорит о степени интенсивности труда, которая в последние годы возросла очень сильно в связи с изменением рамочных условий работы. Например, свою роль играет необходимость постоянно быть в досягаемости и быть готовым с места в карьер приступить к работе в любое время дня и ночи», - указывают авторы.

В своем исследовании они указывают и на то, что за последние 60 лет население Швейцарии значительно выросло, и что, соответственно, выросло и суммарное число отработанных часов. Однако этот прирост оказался не настолько велик, как ожидалось. Связано это с тем, что до сего дня количество времени, затрачивавшегося на труд в 1950-х гг. скорее занижалось. И именно такие заниженные данные и использовались в математических и статистических моделях.

Напомним, что в теории производительность труда рассчитывается по формуле объем валового продукта (Bruttoinlandprodukt - BIP), поделенный на время, необходимое для его выработки. Выясняется, что в 1950-е годы производительность труда в Швейцарии была ниже, чем предполагалось, и для ее расчета показатели ВВП нужно делить теперь на большее число часов, на 2 400, а не на 2 150.

Новые расчеты также показали, что рост производительности труда в Швейцарии с 1973 года происходил примерно на 1,3% в год, что для государства – члена ОЭСР выглядит довольно скромно. Но с другой стороны темпы замедления промышленного роста в Швейцарии оказались куда менее драматичными, чем предполагалось довольно долгое время. Все эти выкладки интересны не только с чисто экономической точки зрения, но и с политической, - указывает М. Графф в интервью порталу swissinfo.ch. Государственный секретариат по вопросам экономики (Seco), подразделение федерального министерства экономики Швейцарии, использует эти цифры для того, чтобы наглядно проиллюстрировать швейцарскую экономическую политику.

«Как мы помним, в 1990 годы в стране велась довольно серьезная дискуссия на предмет выявления причин замедления экономического роста в Швейцарии», - говорит М. Граф. - «Seco как раз выступало тогда за изменения, за реформы, за более гибкий и открытый рынок и т.д.». Нынешние подсчеты показывают, что тогдашние перемены не обязательно были ошибкой, - они просто показывают, что математические модели пользовались неправильными цифрами, - но при этом реформы не стали и абсолютной панацеей. «В последние десять лет доход на душу населения не вырос в той степени, в какой это было бы желательно», - указывает М. Графф.

Впрочем, при подготовке исследования авторами не ставилась цель выработать рекомендации в смысле изменения экономической политики страны. «Можно спросить десять человек, что следовало бы предпринять Seco (в плане улучшения такой политики), и все бы ответили, что нужно провести реформы. Но при этом мы получили бы десять ответов на счет того, какие конкретно реформы должны быть реализованы».

Математические выкладки подтверждаются и личным опытом. Ведь тот, кто сегодня начинает свою трудовую деятельность, даже и представить себе не может, как выглядела офисная жизнь 50 или 60 лет тому назад. Примером может стать 78-летняя Агнесс Цбинден (Agnes Zbinden), которая начала свою трудовую деятельность в 1963 году и проработала 25 лет телефонисткой и секретарем в бернском рекламном агентстве. Многое, кстати, как раз очень точно отражено в гениальном сериале «Mad Men».

Итак, половина сотрудников была женщинами, половина – мужчинами. Поначалу на должностях графиков и копирайтеров трудились только мужчины. Многое изменилось с того дня, как учебные заведения начали предлагать образовательные курсы по специальности «ассистент в рекламе», и когда такого рода квалификацию стали получать и женщины. Руководителями рекламных агентств, кстати, как тогда, так и сейчас, являются исключительно мужчины.

Рабочий день тогда в офисе продолжался на 1 час больше, чем принято сейчас – 9 часов. Перерыв на обед длился 90 минут. Агнесс начинала работать в 7.30 утра и уходила домой в 18.00. Впрочем, переработки случались регулярно, если, например, сваливалась какая-то внеплановая или особенно большая работа (напечатать объемный текст, например). «Зачастую нам приходилось работать и до 22.00, а сверхурочные, разумеется, не оплачивались», - говорит она в интервью порталу swissinfo.ch.

«Но я не жалуюсь, у нас просто было тогда иное отношение к собственной компании. Я была, например, не замужем, и моя работа была для меня заменой семьи», - говорит А. Цбинден. Отпуск ей полагался в начале карьеры в три недели, позже добавилась еще одна неделя. «Для того чтобы предпринимать что-то такое значительное в отпуск, у нас не было денег. Поехать куда-то на четыре недели – это было слишком дорого». Что касается зарплаты, то в целом все же она была довольна – работа в рекламе оплачивалась неплохо.

Работа на основе неполного графика была возможна и тогда, но такой возможностью мало кто пользовался. А. Цбинден была в конце 1980-х гг. одной из двух сотрудниц, кто прибегал к такому графику. По пятницам, в частности, она уходила с работы раньше, чтобы произвести закупки или сделать что-то в домашнем хозяйстве. Вторая ее коллега использовала это время для того, чтобы помочь мужу в его ветеринарной практике.

Со временем суета и нервозность на работе только увеличивались, - признает А. Цбинден. «От нас требовалось делать все больше за то же время. К необходимости удовлетворять запросы клиентов добавилась еще жесткая конкуренция со стороны других агентств». В начале 1990-х гг. ее фирма потеряла важного заказчика и обанкротилась. Это событие стало для Агнесс настоящим «жизненным кризисом», а ее шеф так никогда и не оправился от этого потрясения. Наступила новая эпоха, время, так хорошо отраженное в сериале «Mad Men», кончилось навсегда.

На фото: кадр из сериала "Mad Men"