Если официально, то, как говорится, в Женеве все спокойно. Французские выборы 22 апреля интересуют в Женеве очень небольшое количество людей. Финансовое отраслевое объединение «Genève place financière» отказывается комментировать события, связанные с выборами, ожидая, правда, уточнения позиций всех кандидатов на высший пост Франции по Швейцарии как мировому финансовому центру вообще и по перспективам Женевы в частности. Но это официально. А за кулисами все выглядит совсем иначе.
Степень нервозности растет. Особенно обеспокоены банкиры Женевы, которые уже сейчас бы предпочли уплачивать Франции анонимный «расчетный налог» с тем, чтобы защитить швейцарскую банковскую тайну. Однако пока такой проект невыполним, его реализация споткнулась об отрицательную позицию Кристин Лагард, теперь уже бывшей, а тогда действовавшей, министра финансов Франции.
В рамках переговоров о заключении нового Договора об избежании двойного налогообложения (ДДН) она потребовала от швейцарской стороны перехода к автоматическому обмену всеми банковскими и налоговыми данными. Такой режим официально действует с 2010 года, но при этом нынешний президент Саркози никогда не добивался буквального исполнения буквы нового ДДН. Но если он проиграет выборы, и ему на смену придет социалист Франсуа Холланд, то все может измениться в худшую сторону.
Опытные женевские банкиры вспоминают, как смена власти в Париже проходила в 1981 году. Тогда социалист Франсуа Миттеран победил бюргерски-либерального Валери Жискар д’Эстена. Имея за своим плечами абсолютное большинство в парламенте, новый президент начинает целый ряд социалистических реформ: он повышает зарплаты, пенсии, доплаты на детей, национализирует банки и концерны с тем, чтобы их санировать и предотвратить, одновременно, их переход в иностранные руки.
Однако встает вопрос – откуда взять деньги на все эти, на первый взгляд, весьма позитивные вещи. Ответ прост – печатать больше банкнот. Во Франции начинается инфляция, США, Германия, Великобритания повышают стоимость кредитов в своей валюте, французский франк резко теряет в цене, богатые французы хватаются за голову и начинают спешно выводить свои капиталы за рубеж.
В Женеве перед банками образуются в буквальном смысле очереди из французов, желающих открыть в них счет. Однако они не знают одного – Женева наводнена французскими налоговыми агентами, которые, например, массово фотографируют в городе номера машин богатых клиентов швейцарских банков из Франции. В итоге дело даже доходит до дипломатического скандала между Берном и Парижем. Бегство капиталов от социалистических экспериментов во Франции продолжается до 1983 года, то есть до тех пор, пока новый министр экономики Жак Делор (Jacques Delors) не начинает политику «сильного франка». Однако уже вывезенные капиталы остаются в Женеве.
И вот теперь возникает вопрос – приди к власти в Париже президент-социалист, не повторится ли эта давняя история? В женевских банковских кругах успокаивают сами себя, что, мол, похожего по объему бегства капитала в Швейцарию в любом случае уже не будет, хотя бы потому, что политика Конфедерации в области международных финансов выглядит теперь совершенно иначе. Не случится такого бегства, поэтому, даже если Ф. Холланд надумает повышать налоги на крупные доходы и состояния. И все-таки, и все-таки…
А вот женевские политические круги ведут себя куда спокойнее. «Президентские выборы ничего не изменят в плане развития Женевы как городской агломерации», - говорит глава правительства города Пьер-Франсуа Унгер (партия демохристиан). Для него «Женевская агломерация – это сосуд жизни, в котором живут, учатся, работают более одного миллиона жителей, а потому, как и прежде, мы будем обращать внимание на повышение уровня государственных услуг обществу». По его словам, альтернативы тесному сотрудничеству с французскими властями в рамках развития Женевы все равно нет, вне зависимости от исхода выборов.
Тем не менее, и тут есть акценты. Понятно, что возможная смена караула в Париже приведет и к кадровым переменам на местах. И в этом смысле в Женеве приветствовали бы уход со своего поста мэра соседнего с Женевой французского города Аннеси (Annecy) Бернара Аккое (Bernard Accoyer), соратника Саркози по партии. Между Аннеси и Женевой с давних пор существуют как тесные связи, так и экономическое соперничество.
И это соперничество недавно проявилось по полной программе, когда два французских депутата из региона Женева потребовали в Париже объявить Женевскую агломерацию «градообразующим центром», предоставив ей больше свобод для своего развития, с учетом, в том числе, и ее трансграничного влияния.
Будучи председателем парламента Франции, и, тем самым, четвертым по влиянию человеком во Франции, Бернара Аккое резко выступил против этого проекта. И хотя он потерпел поражение «мы почувствовали его влияние и его границы возможного», - как дипломатично выражается Пьер-Франсуа Унгер. И это делает будущее Женевы для него оптимистичным, вне зависимости от того, уйдет ли он, или нет.