РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Больше прав народу во внешней политик...


23.04.2012

Больше прав народу во внешней политике?


Если инициатива будет принята, то тогда все без исключения договоры, заключаемые Швейцарией с другими государствами, будут подлежать обязательному утверждению на плебисците как большинством народа, так и большинством кантонов.

«Негодные договоры, такие, как Шенгенское соглашение, могли бы быть таким образов в свое время народом отвергнуты», - считает Ханс Фер (Hans Fehr), депутат Национального совета от консервативной SVP/UDC и бывший исполнительный директор не менее консервативной организации «За независимую и нейтральную Швейцарию» (AUNS) в интервью порталу swissinfo.ch.

«Сегодня мы имеем ситуацию, при которой, упрощенно говоря, народ может решать только вопросы стратегического характера, например, вступать или не вступать в ЕС или НАТО. Все остальные вопросы, менее заметные, но не менее важные, например, швейцарские выплаты в европейский «Фонд сплочения», из которого финансируется промышленное и инфраструктурное возрождение бывших стран Восточного блока, вступивших в ЕС, остаются за пределами народного влияния. К таким же вопросам относятся проблемы распространения режима свободы перемещения на новых членов ЕС, или выработка пресловутого «рамочного соглашения» с ЕС. На пути такой ситуации мы хотим поставить решительный заслон», - говорит Х. Фер.

Правительство Швейцарии и большинство депутатов парламента отвергают инициативу. По их мнению, ее принятие нанесет ущерб международной конкурентоспособности Швейцарии, хотя бы потому, что в этом случае все договоры экономического характера не смогут боле вступать в силу немедленно. На это указал на днях министр экономики Швейцарии Иоганн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann), начиная кампанию против инициативы.

Ханс Фер не согласен с тем, что инициатива затормозит вступление в силу, например, соглашений о свободной торговле. «На самом деле все как раз выглядит прямо наоборот. Никаких задержек не будет, но зато имеется жизненный интерес с нашей стороны иметь стимул к выработке и согласованию хороших договоров, к быстрому их подписанию с тем, чтобы победить потом на референдуме».

Все эти цели звучат очень заманчиво, однако в итоге все это приведет к «холостому ходу» и к постоянной «беготне народа к голосовательным урнам». Так считает министр юстиции Швейцарии Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), которая подчеркивает, что утверждению на референдуме, в случае принятия инициативы, подлежали бы и договоры, которые не вызывают ни у кого никаких сомнений в плане их пользы.

«Обо всем, что швейцарскому народу кажется важным, у него есть возможность проголосовать на референдуме», - указывает депутат Национального совета от демохристиан Герхард Пфистер (Gerhard Pfister) в интервью порталу swissinfo.ch. «Тем самым народ имеет в полном объеме сказать свое слово по действительно важным вопросам. Возникает подозрение, что авторы инициативы просто недовольны результатами народных плебисцитов и теперь хотят, сооружая дополнительные преграды, развернуть народное мнение в сторону, выгодную исключительно им».

По его мнению, инициатива больше создает проблем, нежели решает их, усиливая в народе недоверие к компетенции Федерального совета и к внешней политике вообще. «Я не думаю, что инициатива сможет стать средством устранения этого недоверия», - читает Герхард Пфистер.

Напомним, что 5 июня 2005 г. швейцарские избиратели и избирательницы проголосовали на всенародном референдуме за вступление в члены Шенгенского соглашения. Тогда небольшое большинство народа было за Шенген, тогда как большинство кантонов тогда обеспечить не удалось. Однако одинарного меньшинства тогда хватило. Будь то Шенген, или вопросы режима свободы перемещения – всякий раз консервативная AUNS терпела поражение.

В итоге она запустила народную законодательную инициативу «За укрепление прав народа в сфере внешней политике» - «Международные договора – на утверждение народу», рассматривая ее как возможность долгожданного реванша. Так ли это – на сей счет 17 июня свое мнение скажет швейцарский народ.