Геологи знают, что в швейцарских недрах могут находиться довольно внушительные запасы нефти. Об этом говорит факт наличия особых битумосодержащих пород – «молассов» в районе городе Дарданьи (Dardagny) в кантоне Женева. В регионе Val de Travers в кантоне Невшатель в период между 1714 и 1986 гг. даже добывали асфальт, что тоже говорит о близости нефти. Всего было добыто около 2 миллионов тонн асфальта.
Систематические поиски нефти в Швейцарии начались в 1910-х гг. усилиями геолога Арнольда Хайма (Arnold Heim). Однако действительно современные и интенсивные формы поиски нефти приняли только по итогам оценки результатов знаменитого Суэцкого кризиса 1956 г. С 1960-х гг. поиски нефти начали опираться на современные методы геофизики. В частности, для «просвечивания» пород в поисках возможных мест залегания нефти использовались самые современные тогда методы ультразвуковой диагностики.
«Сегодня нам довольно хорошо известна внутренняя структура так называемого Швейцарского плато, - так геологи называют область распространения «молассов», термин, этот, кстати, был введен впервые швейцарцем Ф. де Соссюром. Мы знаем, где нужно искать нефть и газ в Швейцарии», - говорит Йон Мозар (Jon Mosar), профессор геологии Фрибургского университета. - «Мы знаем так же, что имеются все предпосылки для того, чтобы найти нефтяное месторождение в нашей стране. Однако проблемой оказывается другая задача – понять, где конкретно, и в каком количестве нефть присутствует в Швейцарии».
И здесь совершенно недостаточно знать, что находится под землей. Для того, чтобы найти нефть, необходимо проводить пробные зондирующие бурения. Многие швейцарские и иностранные компании участвовали в этой авантюре за последнее столетие. В период с 1912 по 1989 гг. было проведено 40 бурений, половина из них между 1958 и 1966 гг.
Результаты оказались довольно скудными. В 1962 г. нефть нашли в регионе городе Эссертине (Essertines) в кантоне Во. Всего здесь было добыто около 100 тонн самой высококачественной нефти. В кантоне Люцерн в результате бурения было найдено газовое месторождение, которое эксплуатировалось с 1985 по 1994 гг. Уровня рентабельности добиться тут, однако, не удалось. В феврале 2007 г. правительство страны подтвердило в ответ на парламентский запрос, что всего на пробные бурения в общей сложности было истрачено 300 миллионов франков, и что результатов все эти усилия практически никаких не дали.
«В Швейцарии поиски нефти рассматриваются как очень рискованное предприятие, так как пока удавалось находить только очень небольшие месторождения, которые не могли быть использованы в коммерческих целях. Расходы на добычу нефти в Швейцарии являются одними из самых высоких в мире», - указывал далее Федеральный совет. По его мнению, однако, «эксперты, несмотря на все неудачи, продолжают верить в наличие коммерческих месторождений нефти и газа в Швейцарии». И в самом деле, в некоторых регионах Швейцарии есть все научно доказанные условия для наличия в них углеводородов, тем более, что в сопредельных зарубежных регионах многие страны недалеко от швейцарской границы добывают, например, газ.
Недавно пробное бурение было проведено на Женевском озере недалеко от всемирно известного замка Шильон – первое за многие годы. «Следов нефти мы не нашли, однако наши исследования доказали и подтвердили наличие газа во многих глубоко залегающих слоях. Теперь перед нами стоит задача прояснить техническую выполнимость проекта добычи газа в этом регионе», - говорит Филипп Петипьер (Philippe Petitpierre), руководитель проекта «Petrosvibri».
Свои изыскания проводят и другие компании, правда, до стадии пробного бурения никто из них пока не добрался. Следует предположить, что в будущем исследователи, скорее, сконцентрируются на поисках газа, нежели нефти. «С некоторой долей оптимизма можно исходить из того, что недра Швейцарии содержат запасы газа, которых хватит для обеспечения коммерческого потребления на протяжении нескольких десятилетий», - подчеркивает Ф. Петипьер.
«Газовый потенциал Швейцарии куда больше, чем предполагается», - возражает Йон Мозар. Последние геологические исследования показывают наличие двух геологических пластов, в которых может находиться газ. Это, во-первых, сланцевые породы, образовавшиеся примерно 450 миллионов лет тому назад на дне моря из растительных и животных остатков, а так же, во-вторых, грунтовые слои, состоящие из кристаллических пород. Проблема состоит в том, что часто газ оказывается замурован в скальной среде.
«Степень пористости такой среды недостаточна для того, чтобы углеводороды могли сами выходить наружу», - поясняет Й. Мозар. – «Поэтому необходимо им как бы помочь «освободиться», взломав скалы». Этот метод широко применяется в США и Канаде, но при этом единого мнения насчет того, насколько этот метод вреден для окружающей среды, не существует. В основе его находится процесс впрыскивания большого количества химических веществ в соответствующий геологический слой, в результате чего часто происходит загрязнение грунтовых вод, особенно, когда шламовые массы выходят на поверхность.
В Европе этот метод вызвал серьезные протесты, прежде всего, на юге Франции. И вот теперь протест постепенно захватывает и Швейцарию. Напомним, что в 2011 г. правительство кантона Фрибур полностью остановило проект поиска и добычи нефти таким способом. «Как такая добыча нефти, а так же добыча сланцевого газа, отразятся на окружающей среде – сказать пока невозможно. Пока не проводилось оценок рисков, связанных с пробными бурениями, в частности, нет оценки вероятности сильных загрязнений и землетрясений в результате бурений», - таково обоснование запрета правительством Фрибура.
Йон Мозар призывает не паниковать: «Будем честными: когда речь идет об этих самых «впрыскиваниях», то имеются в виду специальные смеси в составе песка, стеклянных шариков и воды. Добавлять к ним какие-то ядовитые химикалии, так, как это делают американцы, совершенно необязательно, хотя такие вещества, в самом деле, несколько облегчают и ускоряют процесс. Не говоря уже о том, что точно такая же технология используется при реализации геотермических проектов».
Похожей позиции придерживается компания «Petrosvibri»: «Мы будем вынуждены бороться с предубеждением и предрассудками как в Швейцарии, так и в других странах Европы до тех пор, отдельные промахи и недостатки, допускаемые отдельными компаниями, будут возводиться в разряд универсального правила, пока, как говорится, из мухи будут пытаться упорно сделать слона, вместо того, чтобы объективно и честно оценить имеющиеся риски», - говорит Ф. Петипьер. - «Нам часто указывают на примерно один десяток проблематичных случаев в США, которые приходятся в общей сложности на 4 миллиона бурений с применением такой технологии, от которых не было никакого вреда людям и природе».
Тем не менее, он не теряет оптимизма. «После 2013 года инъекционная жидкость будет состоять только из песка и воды. Не говоря уже о том, что в Швейцарии бурения никогда бы не проводились на основе норм, достаточных для властей США и которые как раз и приводили к проблемам. Мы бы просто не получили на такие бурения необходимых разрешений и согласований».
На фото: буровая вышка в долине Эмменталь, 1972 г., источник: swissinfo.ch